Рубрики
Заметки психолога

Происхождение чувства несостоятельности

Ни для кого не секрет, что многие проблемы во взрослом состоянии имеют детское происхождение. Что же в детстве влияет на формирование чувства несостоятельности?

Наши отношения с окружающими людьми формируются на основе раннего опыта, несмотря на то, что развитие этого опыта происходит всю жизнь. Реакция родителей на состояние ребёнка стимулирует развитие этих состояний. Становление активного ядра личности возможно только при условии, что потенциал признаётся значимым взрослым.

Д. Винникотт пишет:

От того, что ребёнок увидит в материнском взгляде, зависит то, каким он станет.

Что видит мать в своём ребёнке?

Вариантов может быть великое множество. Мама может видеть лишь проблемы, видеть свое горе в нём, восхищаться самостоятельности, активности, находчивости, может игнорировать, может подавлять. И этими чувствами никак нельзя не управлять. Нельзя родителю запретить в ребёнке видеть то, что он видит. Ибо это даже не слова, это чувства, идущие из глубины.

Для позитивного отношения к себе необходимо доверие своим эмоциональным состояниям. Доверие возникает тогда, когда воспитатель:

первое, способствует возникновению у ребёнка позитивных состояний 

второе, помогает в регуляции негативных.

Ребёнок становится уверенным в том, что он сам сможет справиться со своими эмоциями и своей жизнью. Научившись регулировать негативные эмоции, ребёнок убеждается в своей способности справляться с неприятными переживаниями посредством собственной активности.

Дети, которые не имеют положительного опыта, не имеют веры в собственные ресурсы и потому стремятся избегать конфликты. Они не уверены в своей способности справиться с трудностями. Это приводит к развитию чувства несостоятельности и стремлению избегать негативных эмоций.

Ребёнок, который верит, что его спонтанные чувства делают его интересным для окружающих, будет убеждён, что в жизни можно руководствоваться эмоциями. При наличии такой уверенности можно радоваться позитивным эмоциям и всецело отдаваться им. Можно быть уверенным, что негативные эмоции можно преодолеть. 

Ребёнок, который замечает, что его эмоциональный опыт не принимается значимыми взрослыми, склонен ощущать свою дефектность. Если нет веры в ценность своих эмоций для окружающих, он начинает воспринимать свои эмоции как угрозу. И начинает прятать свои истинные эмоции за защитным фасадом. Таким образом, защитная компенсирующая эмоциональность может прятать подлинные переживания. 

Итак, на чувство несостоятельности, дефектности влияют 4 аспекта опыта отношений:

  1. Недоверие своим чувствам, как следствие отсутствие опоры для своих действий.
  2. Отрицание негативных переживаний.
  3. Отсутствие способности контролировать происходящее.
  4. Подавление подлинных эмоций и переживаний. Как следствие чувство одиночества и формирование фальшивой личности, защитно-компенсирующей, напускной.

Как помочь себе прочувствовать состоятельность, удовлетворённость жизнью?

В случае, если защитно-компенсирующее поведение формировалось длительное время, то помочь себе можно только с помощью психолога.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.