Психологический анализ сказочных образов может быть разным по глубине и содержанию. Глубинный анализ анализ сказок основывается на учении об архетипическом содержании К.Г. Юнга.
Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, развил учение о коллективном бессознательном — глубинном уровне психики, основанном на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Бессознательное имеет универсальную природу идентичную для всех людей.
Коллективное бессознательное состоит из совокупности образов, не осознанных человеком, составляющих основу мифов, легенд и сказок. Юнг назвал их архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства и поступки на бессознательном уровне, независимо от культуры, мировоззрения и возраста.
Наиболее глубинное воздействие на личность оказывают следующие архетипы — анима, анимус, мать, тень, старец. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Тень воплощает непривлекательные, негативные стороны личности, неприемлемые импульсы, постыдные желания и поступки, которые противоречат тому, какими бы мы хотели видеть самих себя и выглядеть в глазах других.
Образы анима и анимус рассмотрим совместно, так как они тесно друг с другом взаимосвязаны. Анима – женская часть психического содержания мужчины, женская энергия, а значит эмоциональная и интуитивная сторона личности. Анимус является воплощением мужского в женском бессознательном, то есть «внутренний мужчина» с типичными характеристиками: целеустремленностью, решительностью и умением управлять агрессией.
Архетип матери воплощает материнское начало, в сказках это образ доброй женщины, Богородицы, волшебницы. Данные образы проявляют благородные качества, присущие матери: забота, любовь, доброта. Но у матери есть и обратная сторона — теневая, ее можно наблюдать в образе ведьмы, Бабы-Яги. В сказках, как правило, это мачехи, жестокие и коварные. Также теневые проявления могут выражаться в гиперопеке.
Старец — архетип смысла, воплощает знание, озарение, мудрость и ум. Он может предстать в разных формах: как старый мудрый человек, учитель, дедушка, волшебник, священник или животное — медведь. Он дает добрый совет и помогает обрести смысл в проживании трудных минут жизни.
Образы архетипов, содержащиеся в сказках, оказывают влияние на нас. Работа со сказками – это процесс активизации архетипов, способствующий раскрытию личностного потенциала. При активизации архетипа старца человек находит силы, раскрывает свои внутренние ресурсы с тем, чтобы найти смысл в решении сложных проблем. При активизации анимы мужчина обращается к своим собственным чувствам, а при активизации анимуса у женщины раскрывается решительность, целеустремленность. Архетип матери оживит теплые заботливые чувства, поможет справиться с теневыми проявлениями «ужасающей» или «поглощающей» матери.
Тень несет в себе и положительное значение. Вытесняя неприемлемые желания и импульсы, человек зачастую подавляет и свой положительный бессознательный потенциал. Если человек сумеет преобразовывать теневую энергию в нужное русло, то у него появится возможность свободно выражать весь свой творческий потенциал.
Все разнообразие архетипов представлено в поступках и действиях человека. Он выбирает, как представить или репрезентировать себя обществу. Суть этих репрезентаций составляет персона. Персона с латинского языка переводится как маска. Человек выбирает персону, исходя из социальных ролей, моды, выгоды. В сказках персона чаще представлена в виде одежды, обуви и других атрибутов внешнего вида. За маской невозможно разглядеть истинные чувства, переживания, мысли. Сказки дают возможность создавать более осознанные образы презентации себя в обществе.
Суть психологического воздействия сказки заключается в том, что архетипы помогают осознать поведенческие стратегии, а значит, могут изменить отношение к различным ситуациям и открывают человеку новые способы взаимодействия с окружающим миром. Сказка является неким ресурсом для психики, она позволяет косвенно и очень деликатно, обойдя защитные механизмы и сознание изменить смысл воспринимаемой информации.