Конфликты и пути их преодоления
Чаще всего конфликт вызывает негативные ассоциации, связан с эмоционально-психическим напряжением и стрессом. Но, как и любой стресс, который может мобилизовать силы, так и конфликт может принести пользу.
В схеме представлены основные стратегии поведения в конфликтах в зависимости от значимости интереса. По горизонтали ось представляет значимость в представлении одного интересов другого. По вертикали представлена значимость своих собственных интересов. Если значимость интересов и своих собственных и другого человека в представлении одного незначительная, то человек выбирает избегание. Если значимость интересов высока у обоих, то человек будет стремиться к сотрудничеству. Если человек считает, что его интересы превыше всего, то он выбирает соперничество, или конкуренцию. Понимание того, что значимость интересов другого превыше своей собственной, приводит к приспособлению. Какой бы способ разрешения человек не выбрал, правильным является тот, который приводит к разрешению и конструктивному выходу из конфликта. Чем более ценны межличностные отношения, тем более предпочтительным является сотрудничество, или договор, как способ разрешения конфликта.
Люди, которые не вступают в конфликты, часто использующие стратегию избегания или приспособления, часто невротизируются. Люди, часто использующие конкуренцию как стратегию, уже невротизированы, и теряют друзей, а также доверие. Тот человек, который может адекватно оценить интерес свой собственный и другого и выбрать наиболее подходящий способ разрешения конфликта является самым здоровым. Важно понимать, что конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни и часто является способом узнавания особенностей друг друга.
В конфликте часто бывает так, что интерес одного в ситуации гораздо более сильный, в то время как другой выбирает стратегию конкуренции, считая предмет спора незначимым. В этом случае, последнему стоит понять значимость чувств другого и уступить, пойти на компромисс.
В том случае, если человек продолжает конкурировать, он может рассказывать другим о конфликте, наращивая оборону и наступление, формируя «мнение» о другом. И даже если конфликт разрешен, люди продолжают относиться к другому в соответствии со сформированным виденьем! Это самый опасный ход, который может привести к очередной вспышке конфликта. В этом случае стоит разъяснить степень ответственности каждого в конфликте, важность эмоционального неучастия в том, что известно только с одной стороны. Особенно это важно учитывать при педагогических конфликтах. Ведь ни один учитель не будет занимать сторону того или иного ученика, не узнав и спросив мнения и виденья другого. Как часто люди с особым зверством и агрессией нападают друг на друга, не стремясь к пониманию! И часто пустяковый повод служит способом отреагирования накопившейся агрессии, как часто выходят на арену осуждение, зависть и ненависть! Как важно отстранится от конфликта, не ища правых и виноватых, не осуждая, а приводя стороны к примирению!
Как часто в нашей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда один небольшой конфликт приводит к тому, что он разрастается до ненависти. Самым опасным периодом в развитии конфликта является период наращивания сторон, когда одна и другая стороны конфликта рассказывают о конфликте, обвиняя и, формируя мнение о другом, естественно в негативном аспекте. Еще более горьким будет тот факт, что даже когда люди пришли к согласию, остальные продолжают смотреть на человека сквозь призму искаженного виденья. Ведь им была известна одна сторона. Чтобы люди жили в мире, либо стоит держаться в стороне и эмоционально не включаться в конфликт, в котором не участвуешь, либо постараться разобраться, поговорив с обеими сторонами, вести их к примирению. Но, к сожалению, люди любят осуждать, не умеют держаться в стороне, либо вовсе не желают добра, а просто отреагируют свои негативные накопленные эмоции, используя ситуацию, как контейнер, мусорное ведро для «негатива». В этом смысле каждый участник сам ответственен за своё поведение и каждый способен обнаружить истинные мотивы присутствия в чужом конфликте и, обнаружив себя в нем, сумеет вовремя выйти из него с чистым лицом и совестью!