Рубрики
Заметки психолога

16 элементов психического и эмоционального здоровья

Признаки указаны на основании критериев психологического здоровья, которые были выделены психоаналитиком Нэнси Мак Вильямс.

1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться другому человеку. Любить его с недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а потом уже брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.

2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал.

3. Способность играть. Здесь речь идёт как о прямом смысле “игры” у детей, так и о способности взрослых людей “играть” словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.

4. Безопасные отношения. К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых – одним словом, нездоровых отношениях. И одна из целей психотерапии помочь людям выстроить безопасность и комфорт в отношениях.

5. Автономия. У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию всё-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят.

6. Способность принимать любые свои проявления. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться.

7. Способность восстанавливаться после стресса. Если у человека достаточно силы , то, когда он сталкивается со стрессами, он способен адаптироваться к новой ситуации и восстановить свою цельность.

8. Реалистичная и надёжная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жёстко оценивают себя, критикуют. Возможна и обратная ситуация – наоборот, завышенная самооценка.

9. Принятие общечеловеческих ценностей. Важно, чтобы человек понимал нормы поведения на основе общечеловеческих ценностей любви, сострадания, морали, их смысл, при этом был гибок в следовании им.

10. Способность выдерживать сильные эмоции. Выносить эмоции – значит уметь их проживать, чувствовать, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями – своей рациональной частью.

11. Рефлексия. Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Способность видеть проблему, её причину и следствия, видеть её решение.

12. Ментализация означает понимание, что другие – это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой.

13. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнёра, с которым есть отношения.

14. Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. Д. Винникотт писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым. О внутренней омертвелости писал и Андре Грин.

15. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

16. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании. Когда мы сталкиваемся с трудными или стрессовыми ситуациями, наш разум может использовать различные способы защиты, чтобы помочь нам справиться. Эти способы называются психологическими защитными механизмами. Важно то, что у нас есть много разных способов, которые мы можем использовать в зависимости от ситуации. Гибкость в выборе и использовании этих механизмов помогает нам адаптироваться к разным обстоятельствам и сохранять психологическое равновесие.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.