Взаимоотношения с родителями в детстве оказывают значительное влияние на устойчивость психики к жизненным трудностям и тип привязанности, проявляющийся во взаимоотношениях взрослого возраста.
Психоаналитик Джон Боулби выделил четыре типа привязанности в детском возрасте.
Первый тип – надёжный тип привязанности. Ребёнок уверен, что за ним присматривают родители. Когда он перевозбуждён, обеспокоен, обращается к надёжному взрослому, который успокаивает.
Второй тип – тревожный тип привязанности. Ребёнок не охотно исследует мир, тревожен и беспокоен. Знакомая обстановка рядом с мамой предпочтительнее, чем новый опыт. Мама своей тревогой как будто внушает “не уходи, слушайся только меня, будь всегда со мной”. Такие люди во взрослом возрасте испытывают страх близости и не доверяют.
Третий тип взаимоотношений – избегающий тип привязанности. Дети избегают тесной эмоциональной связи с родителями, разочаровываются в них, опираются на себя. Это не по возрасту взрослые дети. Дети, лишённые детства. Во взрослом возрасте справляются с вызовами взрослой жизни, но так и не взрослеют. Жизнь взрослых для них в тягость.
Четвёртый тип привязанности. Дети избегают взрослых и противостоят, не доверяют и настроены враждебно.
Рассмотрим факторы, которые влияют на нарушение взаимоотношений с родителями.
Первый фактор. Родитель не заботится о ребёнке. Не в том смысле, что не кормит, не поит и не одевает, а в другом – психологическом. Материнский уход помогает почувствовать себя в надёжных руках, но этого не достаточно. Ребёнок нуждается в успокоении и понимании. Мама помогает переработать информацию и осмыслить. Например, ребёнок 3 лет моет посуду и есть риск разбить чашку. Дедушка убирает ребёнка со стула. Конечно! Ребёнок выражает свою негодование, когда дедушка убирает его со стула, называет дедушку “гадостью”, что может вызвать неприятные чувства у мамы. Мама должна обратить внимание на поведение ребенка и объяснить ему, что нужно проявлять уважение к старшим, но также можно просить взрослых не трогать.
Второй фактор. Чрезмерное внимание, как и отсутствие, негативно влияют на психику ребёнка. В одном случае (при отсутствии внимания), количество возбуждения так много, что ребёнок не справляется и не получает опыта такой заботы, которая бы успокаивала. В другом случае (при чрезмерном внимании) ещё хуже. Ребёнок с перевозбуждением не справляется и получает гиперопеку родителя. Есть категория детей, которые не знают холодно или жарко им. Они спрашивают у мамы. Такие дети не только не понимают своих ощущений, но и отказываются их понимать. В основе подобных проявлений лежит навязанная матерью гиперопека.
Третий фактор. Родители не формируют представления и понимание границ дозволенного. Ребёнок зависим, границы и запреты создают непреодолимую преграду, которую ребёнок разрушает при помощи истерик. Причиной для обращений к психологу становятся частые истерики ребёнка.
ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ИСТЕРИКИ?
1. Ребенок тестирует границы.
2. Определяет степень дозволенности.
3. Выражает свой гнев и агрессию, регрессируя до младенческого довербального возраста.
4. Манипулирует родителем для получения желаемого.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ?
1. Поощрять истерики, удовлетворяя желание.
2. Орать на ребенка и самому истерить.
3. Наказывать ребенка в чувстве отчаяния и бессилия.
ЧТО СДЕЛАТЬ НЕОБХОДИМО ?
1. Когда ребенок довербально выражает агрессию и гнев, вести себя с ним, как с ребенком до года, обнять и укачивая, успокоить.
2. Вербализовать агрессию и гнев словами, помогая ребенку принять свои чувства, например, так хочется шоколадку, а мама кака-бяка не дает.
3. Переключить внимание ребенка на что-то другое.
4. Рассказать, при каких условиях потребность может быть удовлетворена
– когда, с ориентацией на визуальный образ, солнышко сядет, к примеру,
– кем: папа, мама, бабушка, либо когда слезки высохнут.
5. Когда ребенок успокоится, можно рассказать историю про мальчика или девочку, похожего на тебя, про капризы и истерики и те чувства и мысли ребенка и мамы, что возникают, конечно, с позитивной концовкой, пониманием, что можно обойтись и без истерик.
В детском возрасте формируются процессы, которые составляют основу психического. Базовое доверие к миру и людям, навыки саморегуляции, способность рефлексировать причины и следствия поведения, способность отстаивать личностные границы и уважительно относится к границам других людей.
Базовое доверие, сформированное в детском возрасте, проявляется в уверенности. При расставании человек уверен, что будут другие отношения. При потере работы уверен, что найдет работу и реализует потенциал. Уверен в устойчивости отношений. При неприятностях осознаёт причины и понимает, как повлиять на ситуацию. Способен обратиться за помощью и поддержкой, когда понимает, что не справляется. Такой взрослый прожил опыт, когда с матерью была тесная эмоциональная связь, когда успокаивали, но при этом устанавливали границы и последовательно выдерживали правила.
Процесс, который влияет на формирование надёжных отношений с матерью, – контейнирование. Термин В. Биона означает способность матери осмыслять неосознанные и выдерживать сильные эмоциональные переживания ребёнка. Та мать способна контейнировать, которая сама пережила этот опыт. Те матери не выдерживают ребёнка, которые сами в детстве не пережили опыт контейнирования.
Рассмотрим роль отца в формировании надёжных взаимоотношений. Отец помогает ребёнку выйти из симбиоза с матерью. Симбиоз – патология, когда ребёнок зависим от матери и ограничен в способности к самостоятельной жизни. Мать использует власть над ребёнком, убеждает в опасности мира и не способности справиться с теми вызовами, которые возникают. Отец не допускает этого симбиоза. Отец забирает внимание матери и учит ребёнка быть самостоятельным, учит общаться, защищать себя, а ещё забирает мать на ночь. Ребёнок учится засыпать и использовать навыки саморегуляции самостоятельно.
Люди со здоровой надёжной привязанностью счастливее в отношениях. Детский опыт ненадёжных отношений с родителями влияет на отношения во взрослом возрасте. Повышенная тревожность и страхи потерять отношения, зависимость от мнения другого, разрушительное поведение, опыт “отвержения” и тяжёлые расставания, избегание отношений с противоположным полом.
Навыкам обучаются, машину чинят, а психика, личность формируется в отношениях. Изменения типа привязанности происходят в специальных отношениях между психологом и пациентом в психотерапии. Психические изменения обычно совершаются медленно. Какое-то время психолог присматривает за пациентом, контейнирует его эмоции, анализирует его историю взаимоотношений с родителями и текущие ситуации. Это помогает сформировать надёжный тип привязанности, когда знаешь, что есть психолог, которому можно доверять и в любой момент жизни, когда в этом появится необходимость, можно обратится за помощью и поддержкой.
#психология #психолог #психоаналитическая_психотерапия #помощь_психолога #консультация_психолога #психоаналитик #типы_привязанностей #Боулби #избегающий_тип #тревожный_тип #истерики #личные_границы #надёжный_тип_привязанности
Автор психолог-психоаналитик Ликсонова Эльвира Лутфулловна