Обострение состояния пациента может быть обусловлено неправильным выбором техники анализа. Но также периоды обострений являются естественным кратковременным периодом на пути к выздоровлению. При ухудшении состояния следует сразу же об этом сказать психологу. Тогда движение мысли специалиста будет направлено на выявление скрытых и заблокированных психических состояний, которые так и не стали предметом анализа.
Как понять, что не правильно была выбрана техника анализа? По следующим признакам: нет динамики никакой, ни в виде ухудшения ни в виде улучшения, в течение продолжительного времени. В связи с этим было бы преждевременным завершать работу с психологом. Важно обсудить отсутствие динамики в личной терапии на сессии.
Если пациент в течение своей жизненной истории в общении со значимыми людьми чаще подавляет злость. То и психолог не будет в этом смысле исключением, пациент по привычке будет подавлять злость. Дискомфорт в отношениях с психологом увеличивается до тех пор, пока либо психолог не заметит признаки неосознанной злости, либо пациент сам об этом не скажет. Обычно этот явление в психоаналитической терапии называют переносом. В данном случае перенос будет негативным. Пациент в этот период может хотеть завершить терапевтические отношения. Ибо для него легче прервать контакт с психологом (который активизирует мир чувств и переживаний), чем находиться в контакте со своими чувствами. И в то же время если с обоих сторон будет желание разобраться с тем, что происходит в отношениях, то пациент может значительно продвинуться в терапии. Вероятно, он вспомнит ситуации, не исключено, что травматические эпизоды, в которых ненависть/злость тщательно подавлялись. И вспоминая их, проработает травму.
Многие спрашивают, что значит проработать травматический эпизод. Это значит, прожить травматическую ситуацию в новых специальных условиях личной терапии. По остаткам чувств он припоминает болезненный эпизод в своей жизни. И с удивлением обнаруживает, что ситуация с психологом всего лишь напоминает о нём, что травматическая ситуация находилась в его памяти и стучалась через отношения с психологом, чтобы стать осознанной. Как только травматические эпизоды будут осознанно проработаны в личной терапии, при появлении схожих чувств/триггеров, пациент сможет отделить прошлые ситуации и реальность нынешней. Поэтому уже не допустит травматические эпизоды в своей жизни.
В личной терапии подростков обострение также возможно, но оно не всегда говорит о негативной динамике в целом. Ухудшение часто является временным явлением на пути к выздоровлению. Получая поддержку и помощь в осмыслении себя, своих чувств и переживаний, подросток может стать более дерзким и смелым. А может совсем «забить» на свои обязанности. У подростка сформировалось в результате терапевтических отношений достаточно хорошее поддерживающее отношение к себе. Эксперименты относительно границ «дозволенного» является возрастной нормой. Они могут проявляться всё интенсивнее в связи с накопленной устойчивостью и смелостью столкнуться с негативной реакцией родителей и выдержать её.
На стадии формирования терапевтических отношений у детей и взрослых с социофобией может возникать ухудшение/обострение. Психолог является тем триггером (представителем социума), который запускает страх. Можно привести ни одни пример того, как возникает обострение. Как пациент в силу устойчивых терапевтических отношений опирается на свою собственную волю и даёт себе шанс выздороветь. Раз за разом приносит на личную терапию свои тяжёлые переживания, которые всплывают именно в отношениях с психологом. Для того, чтобы личная терапия имела успех нужно доверие, крепкий терапевтический альянс, соблюдение договорённостей.
В личной терапии ни раз возникнет/возникает желание завершить отношения психолог-пациент. И если каждый раз пациент приходит на завершающую встречу, то он даёт себе шанс на выздоровление.
Психолог – не волшебник, не функция. Психика – это не изделие, которое выкраивают по меркам и шаблонам. Психолог и пациент – живые люди, которые в терапевтических отношениях проживают разные периоды. Ухудшение состояния является не самым худшим из них. Этот период всегда сменяется улучшением, когда психолог и пациент способны в достаточной мере быть искренними друг с другом и доверять. Помочь легче тем пациентам, которые:
1) хотя и испытывают глубокие переживания, но не демонстрируют открыто в поведении негативные изменения;
2) когда готовы к изменениям и ждут их;
3) склонны к самоанализу и проявляют искренний интерес к себе.
Автор – психолог Ликсонова Эльвира