Рубрики
Заметки психолога

Символизация в работе психолога

С детьми я работаю, играя в песок. Создаю такие условия, при которых ребёнок может выразить свой опыт при помощи игрушек (символически). Со взрослыми создаю такие условия, которые позволяют запустить ассоциативный процесс. Именно символизация позволяет психическому интегрировать опыт. Что такое символизация и почему она имеет благотворный эффект? Почему именно в специальных условиях работы психолога она возможна в полной мере?

Символизация, по определению З. Фрейда, — это процесс «превращения мысли в зрительные образы». Ребёнок с нарушениями символизации не включается в игровую деятельность. Взрослый оторван от собственных чувств и переживаний, не осознаёт их. Именно символизация как способность позволяет преобразовать жизненный опыт в психическое содержание, использовать символы вместо конкретных вещей и объектов.

Наиболее подробно работу символизации исследует французский психоаналитик Рене Руссийон. Он пишет: «Присваивается и интегрируется лишь опыт, пришедший через удовольствие. Опыт, пришедший через неудовольствие, вытесняется и повторно воспроизводится, в попытке новой переработки и ассимиляции». Переработать и ассимилировать этот опыт помогает символизация.

Представьте себе малыша возраста 1.5 -2 лет. Вы оставили его дома с няней или бабушкой. И вот вы приходите. Ребёнок вдруг без причины падает на пол. Объяснить свои действия он не может. Бабушка рассказала, что пока вас не было дома, ребёнок упал.

Почему ребёнок демонстрирует родителю падение? Он символически через поведение делится своими переживаниями. И, конечно, ждёт, понимания, успокоения. Для интеграции нового опыта ребёнку не только нужен сон, но и родитель, к которому привязан ребёнок. Поэтому в данном случае бабушки не достаточно.

Когда ребёнок взрослеет, он будет способен о своем опыте рассказать словами. А далее он может описать сложный мир своих чувств и переживаний метафорически. Таким образом, у человека есть несколько этапов символизации:

Первый этап до-символический. Человек получает некий опыт и обрабатывает его, воспринимая его как неудовлеторяющий или травматичный.

Далее человек нуждается в выражении мыслей, эмоций и чувств – через образ. Это этап первичной символизации.

Вторичная символизация возникает из необходимости выразить свои чувства вербально значимому другому. В случае, когда опыт был травмирующим, а возможности для его выражения были ограничены, переживания отщепляются. Воспоминания подавляются и забываются. Вторичная символизация не возникает.

Роль вторичной символизации заключается в том, что при словесном самовыражении, человек получает опыт сочувствия. Словесное самовыражение возможно тогда, когда созданы специальные условия:

1. Когда психолог нейтрален,

2. когда даёт интерпретации без оценки,

3. когда соблюдаются условия конфиденциальности и сохраняется безопасность.

Друзья, родственники, знакомые не могут в полной мере обеспечить данные условия. Поэтому не могут дать полноценный опыт.

В течение жизни человек не символизирует некоторые переживания, то есть не перерабатывает психически. Это приводит к формированию зон не-символизации в психике. Они содержат невероятную энергию. В связи с тем, что они отщеплены, то обычно неосознанно отреагируются в конкретном нерациональном поведении (аффектах, вспышках злости, агрессии, насилия). Либо проявляются в психосоматических заболеваниях. Либо вмешиваются в восприятие реальности, искажая его. Эти зоны эквивалентны влечениям, они «преследуют», не дают покоя, проявляются неожиданно и бесконтрольно. Полноценная работа по интеграции этих зон возможна лишь в личной терапии.

Отщеплённые переживания чаще всего проявляют себя в сновидческих образах и детской игре. Анализ сновидений и детской игры позволяет прожить подавленные эмоции и чувства, тяжёлые переживания, давно забытые жизненные ситуации. Понимать язык игры и образов, уметь проявлять заботу и сочувствие – навыки профессионального психолога, которые развиваются по мере собственного анализа. А также в результате обучения и супервизии.

Поэтому только в условиях личной терапии с психологом возможна работа с психосоматическими симптомами, психотравмой и другими психологическими проблемами.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.