Дорогами притч и ходами метафор

Ищем новые пути повышения коммуникативной компетентности учителя
Известно, что у многих ребят регулярно возникают в школе стрессовые переживания. Например, в младших классах, по данным исследования, проведенного психологами Калмыцкого государственного университета, у 30% учеников сильно выражен страх проверки знаний, у 20% – страх ситуаций, связанных с необходимостью предъявления себя другим, у 17,6% – тревога по поводу оценок, даваемых окружающими… Как сохранить психологическое здоровье детей и повысить их устойчивость к стрессам? По мнению специалистов, для решения этой проблемы педагогам необходимо развивать собственную коммуникативную компетентность, в частности, научиться использовать в педагогическом общении язык метафор.

Чего недостает перфекционистам?

Казалось бы, сказки, равно как и притчи, издавна использовались в воспитательных целях, и в этом смысле для педагогической практики нет ничего нового. Но попробуйте ответить на вопрос: как работает метафора, за счет чего при использовании метафор достигается развивающий эффект?

Здесь мы хотели бы акцентировать внимание на нескольких важных закономерностях, которые можно использовать в педагогической практике. Начнем с того, что метафора, наделяя особым смыслом конкретные жизненные ситуации, меняет отношение человека к ним, что, в свою очередь, ведет к изменениям в его душевном состоянии и поведении. Приведем пример. Положим, среди учеников есть перфекционист, тот, который всегда стремится все сделать на «отлично» и ситуация четверки (тем более тройки, двойки) вызывает у него стресс. Как помочь такому ребенку? Разговоры о том, что не стоит так переживать из-за одной четверки, ничего не меняют. А что, если рассказать притчу «Сухие листья» (такой рассказ легко привязать, скажем, к разговору о стремлении людей к идеалу, который естественным образом завязывается на уроках литературы, истории)? В этой притче речь идет о человеке, который в течение трех лет создавал прекрасный сад для императора и считался непревзойденным мастером в своем деле. Но когда сад был готов и люди поразились сотворенной садовником красоте, император обратился к мастеру со словами: «Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мертв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев». Парадокс, казалось бы… Но эта история говорит о том, что наши ошибки ценны и нужны, поскольку без них жизнь бы остановилась.

Меняя взгляд на привычные вещи, притчи помогают понять, что, к примеру, какая-то ситуация нужна для того, чтобы стать более мужественным, а какая-то – чтобы научиться разрешать споры… общаться с людьми… доказывать свою точку зрения… научиться быть оптимистичным, целеустремленным, терпеливым… Но здесь надо оговориться: притчи хорошо воспринимаются тогда, когда у педагога с детьми установлены теплые и доверительные отношения.

Секрет сказочной силы

Другой важный момент: метафора – это инструмент, позволяющий педагогу расширить запас альтернативных поведенческих стратегий, которые ребенок может применить в самых разных жизненных ситуациях. А также научить ребенка выбирать наиболее эффективный вариант поведения в конкретной ситуации. На это хорошо работают, например, сказочные метафоры. Только надо иметь в виду, что далеко не каждая сказка может оказать целительное или развивающее воздействие на человека. Дело в том, что сказочные истории, которые обладают такой благотворной силой, имеют особые психологические правила построения и закономерности воздействия.

Во-первых, главный персонаж такой сказки по значимым поведенческим характеристикам должен быть подобен тому человеку, на которого рассказчик хочет оказать определенное влияние. Это очень важный момент, позволяющий обойти психологические защиты. Ведь одно дело, когда кто-то устраивает критический разбор твоего поведения, и совсем другое, когда речь идет о сказочном лисенке, который неаккуратно обращается с книжками из лесной библиотеки. Понятно, что во втором случае шансов на продуктивное обсуждение проблемы гораздо больше.

Во-вторых, в так называемых психотерапевтических сказках сказочный герой, как правило, попадает в сложную ситуацию, например, в ситуацию столкновения его собственных интересов и интересов других людей либо сказочных персонажей. И эта ситуация имеет некий вариант разрешения: либо ребенок сам ищет способ выхода (этот прием в метафоротерапии называется «закончи сказку»), либо педагог дает альтернативные варианты.

Пытаясь найти решение сказочной проблемы, ребенок помогает сказочному персонажу, но в большей мере самому себе, поскольку он бессознательно переносит на себя происходящие с главным сказочным героем события. В процессе подобного поиска ребенок может самостоятельно открыть эффективный способ разрешения проблемы или даже несколько таких способов.

Десять способов помочь маме-лисе

В психологии способы совладания с проблемными, стрессовыми ситуациями называются копинг-стратегиями. Как помочь детям выработать подобные стратегии? Это можно сделать, например, во время классного часа.

Конечно, подобное занятие предполагает особую атмосферу открытости и раскованности. Поэтому начать классный час надо с некоторых шагов, задающих соответствующий настрой. В начальной школе можно, к примеру, расставить стулья «кругом» и дать детям возможность расположиться так, как им хочется. Затем можно «пустить» по кругу мягкую игрушку и предложить каждому ребенку рассказать о том, чем он любит заниматься дома, есть ли у него любимые сказки, чем они ему нравятся.

А дальше может начаться обсуждение сказочной истории, где в скрытом виде содержится реальная проблема, например, конфликтное поведение учеников или безалаберное отношение к выполнению домашних заданий. Такую историю учителю надо подготовить накануне. Это легче всего сделать, используя некоторые традиционные ходы, допустим, начав с того, что «…в сказочном лесу существует лесная школа, где учатся звери… Вначале в школе все было хорошо, а потом у лисенка возникли такие-то проблемы. Как быть? Что можно посоветовать учителю-дятлу и маме-лисе?».

Этап обсуждения можно провести в форме игры: кто придумает больше вариантов разрешения проблемы?

Почему мы делаем первый шаг?

Педагогические возможности метафор очень широки. С их помощью хорошо, например. активизировать у детей потенциал обучения. Для этого можно использовать простые метафоры. Можно вспомнить, с каким упорством малыш учится ходить, падая и вновь поднимаясь, пробует до бесконечности, пока не получится сделать первый шаг… Что стоит за этим? Неосознанное желание увидеть, как выглядят предметы с вертикального положения, как расширяются возможности за счет высвобождения рук, и еще эти новые потрясающие ощущения своего центра тяжести. Так и с учебой: когда вы падаете, нужно продолжать вставать снова и снова, чтобы обнаружить нечто новое и удивительное. В заключение хотелось бы отметить, что сила метафоры в ее обращенности к эмоциям и интуиции, в том, что она затрагивает глубинные, архетипические пласты человеческой психики. И по мере овладения языком метафор у педагога вырабатывается особый стиль общения с ребенком: мягкий, бережный по отношению к его душевным переживаниям, гибкий, подстраивающийся под его индивидуальные потребности и в то же время очень эффективный, способный оказать мощное развивающее воздействие.

Эльвира ЛИКСОНОВА,
преподаватель кафедры педагогики
и психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Может пригодиться

СОВЕТ

Один ученик спросил своего наставника:
– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
– Вставай!
– А на следующий раз?
– Снова вставай!
– И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

БРЮЗГА

Один человек постоянно бранил окружающих. Однажды из-за пустяка он сцепился с монахом. Как и прежде, он поливал его грязью и кричал в неистовстве всевозможные ругательства, на что монах, молча выслушав его, сказал:
– Да, пожалуй, ты прав, но как же столь непорочный человек, как ты, может вообще иметь дело со столь нечестивым монахом? А может, если человеку абсолютно нечего сказать благопристойного о других, то это есть наилучшая характеристика его самого, ибо возможно ли среди вороха гнилых плодов одному остаться по-прежнему зрелым и сочным?
Тогда злившийся человек в сомнении замолчал и ушел и с тех пор больше никого старался не беспокоить.

ПРОЕКЦИЯ

– Почему здесь все счастливы, кроме меня?
– Потому что они научились во всем видеть благодать и красоту, – ответил мастер.
– А почему я не вижу эту благодать и красоту?
– Потому что нельзя увидеть снаружи то, чего не видишь внутри.

МОНЕТА И СВЕЧА

Мастер обучал с помощью притч и рассказов. Это нравилось ученикам, но иногда они откровенно скучали – им хотелось услышать что-то более серьезное. Мастер был неумолим. На все их возражения у него был один ответ:
– Вам, мои дорогие, еще предстоит уяснить, что притча – это самое короткое расстояние между Истиной и человеком.
В другой раз он сказал:
– Не пренебрегайте притчами. Затерянную золотую монету можно отыскать с помощью света самой дешевой свечи; глубочайшую истину можно постичь с помощью самого простого рассказа.

СИЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ

Шли как-то мастер и ученик по стрельбе из лука по берегу реки. Ученик спросил:
– Учитель, вы говорите, что, чтобы попасть в цель, нужно просто захотеть. Я хочу! Я очень сильно хочу, но у меня ничего не получается!! Тогда мастер взял его за волосы и окунул в воду. Отпустив через некоторое время, спросил:
– Что ты думал, когда я держал тебя?
– Воздуха! Воздуха!!! – ответил ученик.
– Вот так ты должен хотеть!

Ликсонова Эльвира Леонидовна, педагог-психолог высшей категории, преподаватель кафедры педагогики и психологии

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Один ответ к “Дорогами притч и ходами метафор”

Моралистика Камю обретала тем самым столь недостававший ей прежде действительно нравственный заряд. По ходу этого мировоззренческого перелома и вырисовывался в рукописях будущей «Чумы» облик врачевателей, уже не посторонних всем и вся окрест них, а кровно причастных к совместной обороне против разгула смертоносной нечисти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.