Гиперактивность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности  – довольно частое явление в детской среде. Родители часто жалуются на чрезмерную активность ребенка, принимая это за гиперактивность. Невропатологи, исходя из жалоб, прописывают лекарства. Но стоит очень тонко понимать суть СДВГ, чтобы различить особенности личности и данный синдром.

В связи с тем, что гиперактивность ребенка часто путают с СДВГ, СДВГ было переименовано в ММД (минимальные мозговые дисфункии). Что такое ММД? ММД проявляются в особенностях функционирования головного мозга, не дефектах, а особенностях, минимальных нарушениях. В поведении данные дисфукнкции проявляются в неумении удерживать внимание, внимание у ребенка скользящее, чрезмерно неустойчивое, скачущее. При этом ребенок, выполняя какое-либо задание, с трудом фиксируется на нем, но вполне может выполнить возвращаясь к нему вновь и вновь. Родители думают, что ребенок торопится ответить, но это не так, ребенку сложно произвольно, то есть усилием воли, заставить себя “не отвечать”, “не торопится”, обдумать. Это происходит в связи с тем, что данные дисфункции в работе головного мозга не позволяют это сделать и ребенок быстро переключается на неопределенные раздражители.

Имея ММД, ребенок может быть с виду очень уравновешенным и спокойным. Родителю будет казаться, что гиперактивность точно не “про нас”. И, о горе, когда уже в первом классе ребенок обнаруживает, что справляется гораздо хуже с заданиями, чем основная масса ребят из класса. Родители и учитель не могут понять, почему ребенок может выполнить лишь половину задания, почему иной раз способен безупречно решить задачу, а позже с аналогичной не справиться совсем. Обращаясь к психологу, многие родители и учителя, даже и предположить не могут, что у столь спокойного и с виду уравновешенного ребенка есть проблемы со вниманием, вызванные данными дисфункциями.

Таким образом, ММД никак не связаны с чрезмерной активностью или же, наоборот, пассивностью ребенка. Это особенности функционирования головного мозга, минимальные дисфункции, приводящие к “неустойчивости” внимания. Почему диагностику наиболее точную могут провести только психологи? Дело в том, что психологам известны возрастные нормы внимания и они обладают специальным инструментарием, стимульным материалом, на котором минимальные дисфункции видны. В то время, как невропатологи при постановке данного диагноза чаще всего основываются лишь на жалобы родителей и не проводят “получасовую” диагностику, как это делают психологи. Однако, при работе с ребенком с диагнозом ММД, психолог не может обойтись без помощи невропатолога. Лечение может назначить только врач. А вот сопровождение ребенка в развитии, воспитании и обучении ребенка ложится на плечи психолога. Какова его функция?

ММД опасны тем, что, не учитывая их наличие, родители, воспитатели и учителя могут повлиять на формирование личности ребенка таким образом, что ребенок посчитает себя неудачником, неуправляемым, нелюбимым, отвергнутым, ненужным. Вот именно от этих опасностей и уберегает психолог, предлагая следовать рекомендациям:

1. Занимаясь с ребенком, спокойно, уверенно, с пониманием наличия особенностей, возвращайте ребенка к поставленной задаче, позволяя ее решить за  несколько подходов, воспринимая периодический уход от решения как следствия ММД.

2. Дома изучайте пройденный в школе материал, и только потом возвращайтесь к непосредственной задаче – выполнению домашнего задания.

3. Для ребенка с ММД необходим режим дня в соответствии с биологическими ритмами, отметьте для себя периоды активности и именно в это время планируйте занятия.

4. Не стоит акцентировать ребенка на его особенностях, ему о них знать не следует, а вот взрослым учитывать это стоит. Понимания сложности в фиксации внимания, вы сможете быть гораздо более терпеливым и будете связывать “неуспех” ребенка с ММД, а не ленью, расторможенностью, неуправляемостью, ленью.

5. Проявляйте максимум терпения и принятия, тогда ваш ребенок будет развиваться в соответствии с возрастом и избежит формирования “комплекса неполноценности”.

Следуя данным рекомендациям, ММД не приведет к личностным изменениям, как вторичным относительно причины, и пройдут к 10-11 годам при интенсивной поддержке и лечении. В противном случае личностные нарушения, а также нарушения поведения могут быть неизбежны. Вовремя обращайтесь к специалистам, чтобы исключить диагноз ММД, либо для того, чтобы знать об этом и оказать помощь в нужный момент. Не запускать ММД – обязанность родителя, запущенные ММД чреваты личностными нарушениями, дезадаптацией и нарушениями поведения, помните это! Получите консультацию специалиста вовремя, сразу же как заметите сложности со вниманием или поведением!

Преподаватель кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, педагог-психолог высшей категории Ликсонова Эльвира Леонидовна.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.