Лечение сказкой

На сегодняшний день сказкотерапия – одно из самых популярных направлений в детской психологии, ибо позволяет языком, понятным для ребенка, донести смысл и мудрость, скорректировать поведение, поддержать, проработать травматические переживания. Сказка содержит неиссякаемый источник чувств, эмоций и базовых переживаний человека, но только тогда она становится психологическим инструментом, когда читатель сказки в неё психоэмоционально “включен”, когда он переживает с героем. Образно говоря, это точка единения между сказителем и читателем, место встречи двух сердец, вот здесь и происходят настоящие чудеса. Как использовать ресурс сказок и притч, корректируя и развивая эмоционально-чувственный мир? Как понять язык сказок, столь понятный для ребенка? На эти и другие вопросы постараюсь дать ответ в данной заметке.

Первое, психолог может использовать сказку в качестве инструмента для диагностики. Почему именно психолог? Дело в том, что психолог знает возможности и ограничения метода, использует его в совокупности с другими методиками, а также знает как интерпретировать сказочные образы, видит ресурсные и проблемные образы. Поход к профессионалу никогда не заменит любительская работа. Но и здесь я открою часть психологических секретов. С целью диагностики ребенку предлагается сочинить сказку или рассказать свою любимую. Данные сказки содержат образы, в которые ребенок вкладывает свое психологическое содержание (чувства, эмоции, переживания, конфликты, значимые темы). Ребенку задают вопросы относительно сказки, переживаний и чувств основных героев, обращают внимание на то, с какими эмоциями идет рассказ. Затем идет этап анализа. Анализ сказочных персонажей возможен только профессиональным психологом, знающим язык образов, любые неверные интерпретации могут нанести вред ребенку, ибо приведут к неверным выводам. Анализ сказок происходит на основе юнгианской аналитической психологии и теории архетипов. На основе сказок психолог может сделать выводы о глубине чувств и разнообразии эмоций ребенка, о наличии неразрешенных конфликтов, об особенностях идентификации, о ресурсах психического и тех проблемах, что наиболее ярко видны на материале сказок. Приведу пример. Однажды ко мне обратилась за помощью психолог детского дома, начинающий сказкотерапевт, она ставила перед собой задачу диагностики состояния мальчика 7 лет, оставшегося без попечения родителей. Помощь нужна была в интерпретации, сказка была следующей (сочиненная самим ребенком):

Жил-был мальчик. Однажды он пошел погулять в лес. Там встретил Бабу-Ягу, она бежала за ним с большим мешком, в который и хотела засунуть мальчика и утащить к себе. Она бежала так быстро, что догнала его. Посадила в мешок и потащила. По дороге мальчик порвал дно у мешка и выпал. Побежал со всех ног наутек и скрылся от Бабы-Яги, забравшись на дерево”.

С точки зрения аналитической психологии, Баба Яга – образ теневой матери, то есть представляет собой совокупность спроецированных ребенком теневых чувств к матери (ненависти, агрессии, желание поглотить, уничтожить). Ребенок имел негативный опыт общения с матерью, а значит данный образ возник неспроста. Данные чувства овладевают им, он попадает в мешок, но он бежит от них и спасается на дереве. Дерево в юнгианской психологии – символ социума, ребенок “прячется” в детском доме. Исходя из социальной ситуации развития ребенка и интерпретации сказки, можно говорить о скудности эмоционально-чувственной сферы в связи с травматическими событиями раннего и дошкольного детства, связанные с матерью. Рекомендована психотерапия травмы. Предположительно имеется задержка в развитии.

Вспоминая более позитивные случаи сказкотерапевтической практики, можно отметить, что глубина и диапазон эмоций и чувств ребенка 7 лет, будет весьма более разнообразным и нюансы поведения будут гораздо более тонкими. Чем глубже образ, тем глубже проблема. В данном случае проблема повлияет на всю жизнь ребенка и ждать быстрых успехов даже от годового курса терапии здесь не приходится.

Во-вторых, сказка используется как инструмент для коррекции. В этом смысле ребенку предлагают новые способы поведения главных героев, это может быть известные способы, описанные в сказках. К примеру, главный  герой обычно сам идет в тридевятое царство, сознательно, а вовсе не убегает от Бабы-Яги. “Почему?” – задаете вы вопрос ребенку. И сами отвечаете фрагментом из сказки, вдумываясь, погружаясь в мысли и чувства героя. Вы обсуждаете и проигрывайте сюжет сказки, когда главный герой умудряется обхитрить  Бабу-Ягу, не убегая, а играя с нею. Чтобы прожить этот сюжет с малышом требуется немало мастерства (возможно понадобится и вспомогательный материал, куклы, иллюстрации) и длительность данной коррекции очевидна и очень длительна. Ребенок с достаточным уровнем мышления и сообразительности может дать новые способы поведения главных героев, в данном случае мы могли бы говорить о “зачатках” лидерства у ребенка. Ребенку могут предложить сочинить новый конец сказки и при достаточном уровне творчества это может стать источником новых поведенческих стратегий. Тогда сказка может служить не просто задачам коррекции, но и развития, развития на глубинном для ребенка уровне.

В-третьих, сказка содержит “переживания”, новые, не всегда понятные ребенку, а значит позволяет прожить то, что пока не дано в непосредственном опыте. А значит служит задачам развития понимания, эмпатии, накопления разнообразного эмоционального и чувственного опыта.

В-четвертых, сказка содержит мудрость многочисленных поколений, живущих до нас. Её освоение способствует развитию более осознанного поведения, прививает общечеловеческие ценности.

Нельзя недооценивать роль сказок и притч для взрослых. Одна притча может коренным образом поменять взгляд на проблемы. К примеру, следующая притча:

Профессор взял в руки стакан с водой вытянул его вперёд и спросил своих учеников:
– Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
В аудитории оживлённо зашептались.
– Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.
– Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
– Ничего!
– Действительно, ничего страшного не случиться, – ответил профессор. – А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
– Ваша рука начнёт болеть.
– А если целый день?
– Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.
– Как по вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать?
– Нет! – растерянно ответили студенты.
– А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
– Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.
– Точно! – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но как правило это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши ёё, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.

В ближайшее время планирую наполнить тему “Притчи” содержанием моей персональной коллекции. Они помогли уже многим, возможно, и вашу жизнь сделают гораздо более счастливой.

Подводя итог, можно сказать, что ресурс для обогащения и лечения души в сказках неисчерпаем и в руках специалиста им владеющего, это может стать настоящим волшебством. Уважаемые психологи, приходите на тренинг по сказкотерапии, я с удовольствием научу пользоваться данной возможностью. Родители, приводите своих деток, это время, проведенное в гостях у сказки, может стать ресурсом для ребенка на всю жизнь!!!

Преподаваель кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, педагог-психолог высшей квалификационной категории Ликсонова Эльвира Леонидовна

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.