Мать и дитя: от слияния к близости

Материнство подчас вызывает самые добрые и искренние чувства, испокон веков оно вызывает благодарность и любовь. Но как любой свет, создающий тень, материнство имеет «теневую», подавленную сторону, часто скрытую для глаз окружающих. Что содержит в себе подавленная часть материнства? Как интегрировать теневое содержание сделать его осознанным и управляемым?
В психологии есть термин «симбиотические отношения», акие отношения, при которых психологическое пространство матери вмещает в себя психологическое пространство ребенка, когда чувства матери и ребенка не неразделимые, мать принимает решения за ребенка, не дает возможности самостоятельно принимать решения, создавая установку негативного мировосприятия, мира, полного опасностей. В этом смысле развитие и процессы сепарации — разделения и индивидуализации — процесса уникального личностного становления притормаживаются. Какие выгоды от данного типа взаимоотношений получает мама? Мама прячет глубоко чувство одиночества и глубинный страх остаться одной, встретиться с собой лицом к лицу, узнать себя, в этом смысле у мамы также процесс личностного становления притормаживается и она выбирает путь симбиоза с ребенком, подавляя его, приобретает чувство собственного всемогущества, всезнания, доминирует, самореализовываясь за счет ребенка.
Матери удается отпустить своего ребенка, наполнившись безграничными глубокими материнскими чувствами, делая сознательные осмысленные шаги на этом пути, поощряя самостоятельность, давая возможность совершить (в пределах доступного) ошибки, падать и “набивать ошибки”. Ребенку удается завершить процессы сепарации, проходя возрастные кризисы и, прежде всего, 3 лет и подросткового возраста, характеризующиеся упрямым тестированием границ “дозволенного”. По мере высвобождения сомневающегося взрослого, способного на своем опыте обнаружить закономерности и тестировать реальность, человек учится общаться с родителями с глубоким чувством благодарности, с уважением к личностным границам другого, способного принимать уникальные независимые решения.
Очень важно понимать, что от теневой части материнства никто не застрахован. И так или иначе во внутреннем мире матери может возникнуть непреодолимое желание по мере взросления вернуть ребенка «в утробу обратно», решать за него, остерегать от ошибок и падений.
В случае осознания негативного опыта сковывающей привязанности с материнской фигурой, необходимо пройти долгий путь  вызволения из бессознательного, идущий от реки глубинных материнских чувств, открытости материнству до ежеминутного вчувствования, эмпатии и готовности к принятию.

Ликсонова Эльвира

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

2 ответа к “Мать и дитя: от слияния к близости”

Высыпается мама высыпается вся семья. А вы, при условии грудного вскармливания, будете высыпаться, как это не парадоксально, не смотря на то, что малыш может просить грудь раза три за ночь. Это объясняется феноменом слияния матери и дитя.

Да! В первый год жизни слияние с матерью – необходимое условие благополучного развития, метафора тела для последующего формирования близких взаимоотношений!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.