Воспитание без наказаний, или От слияния к близости

 

Вопрос родительских наказаний – один из самых дискуссионных, вызывающих бурную полемику. Можно ли воспитывать не наказывая? Почему именно этот опыт дает переживание близости? Почему родители часто используют наказание и не представляют воспитание без наказаний? Каковы последствия воспитания через физические действия?

Поддерживать, восхищаться, радоваться за успехи, надеяться также важно как и проявлять неодобрение, грусть, негодование, недоумение, сожаление. Вся гамма человеческих чувств, которые мы любим или не любим испытывать, естественны и необходимы. Их не стоит подавлять. Важно понимать, чем более позитивны и чем более негативны чувства, тем сильнее возникает возникает субъективное ощущение единения с другим человеком.

Когда мы радуемся за успехи другого человека, размываются границы личности, мы предельно открыты в своих эмоциях. Радость сопровождается ликованием, объятиями. Чувство счастья возникает из ощущения близости Другого. Восхищение создает явный образ достигнутого другим успеха. Чувства становятся ясными!

Тоже самое происходит и в то время, когда человек испытывает негативные эмоции. Ненависть делает предельно ясными гнев и ярость относительно чувств, мыслей другого человека или же его поступков. Гнев проявляется в криках или физических действиях. Испытывая негативные чувства на пределе, появляется нестерпимое желание нарушить психические, физические границы человека. Хочется подраться, накричать, донести свою нестерпимую боль от потока нахлынувших чувств, которые человек испытывать чаще всего не любит .

Таким образом, бессознательной интенцией в выражении полярных чувств является чувство единения с другим человеком. Психологам разных направлений известно, что человек стремится к блаженству единения. Ребенок развивается в утробе матери, ощущая единение. Период грудного вскармливания вызывает гармонию единения. Взрослея и приобретая все большую самостоятельность, человек стремится к единению. Тоска по утраченному чувству может вызывать сильнейшую мотивацию поиска смыслов. Возникающие на этом фоне депрессии или гедонизм становятся способами бегства от самого себя, ибо не приносят иллюзорное ощущение единения с Другим. Возникающие трудности на этом пути обусловлены типом взаимоотношений в семье. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Если в семье принято чувство единения сохранять посредством импульсивного выражения гнева, то ребенок во взрослом состоянии будет использовать данный способ поддержания чувства единения. Человек может использовать физическую силу или способы психологических воздействий для изменения другого человека, влияния на его поведение. Человек может жестко пресекать любые границы, устанавливая свои правила, в поведении, дома и любом другом личном пространстве, при этом объясняя это любовью. Почему многие женщины, как и мужчины воспринимают данное вторжение как любовь, почему после скандала возникает страстная любовь? Это влияние воспитания на либидные проявления.

Когда ребенок получает поддержку в радости и любви, он в жизни будет стремиться рассказывать только о своих успехах. Ощущение радости, разделяемой друзьями, родителями создает ощущение единения, близости. Но ни в том ни в другом случае, это не близость в полном смысле этого слова. И гнев и радость – лишь привычные эмоции, которые через детский опыт взаимоотношений с родителями воспринимались, как проявления любви.

Понятие близости гораздо шире. Близость возникает на основе взаимного интереса, сочувствия, и осознанного решения находиться “близко” с позволения другого. Это не слияние, это узнавание другого в другом, это умение пропускать сквозь себя идущие волны, откликаться, преобразовывать их, творить, я имею в виду волны эмоций и чувств друг друга. Быть в согласии, значит действовать согласованно, с чувством уместности выражения чувств. Это и отсутствие страха быть открытым, искренним, уязвимым. Уязвимость как свойство близости возникает как результат предельной открытости, открытость возможна тогда, когда другой человек способен выдержать доверие. В психологической практике существует огромное количество игр на доверие. Одна из них проводится в группе, человек падает в руки людей стоящих в круге, и одному человеку не справится с этой задачей. Поэтому людей близких не может быть много, но это и не один человек. Степень открытости и доверия разнится от человека к человеку, равно как и содержание, предмет доверия. Встреча двух людей по сути как открытие, как столкновение, как переживание близости. Часто тот, кто физически близок, – далек от мира нашей души, и совсем, наоборот.

Привычная для нас близость с родителями – всего лишь первый опыт, и зачастую, не совсем удачный. Физические наказания, многочисленные родительские предписания, требования и ожидания создавали те условия любви, без которых она не возможна. Человек привык в тому, что гнев, – это и есть любовь, а соответствовать ожиданиям – единственная возможность её получить. Важно не только понимать, что такое близость, но и трепетно относится к данному чувству, передавая его из поколение и в поколение, делая тем самым гораздо более счастливых наших детей.

Дети, как никто другой, изначально ставят родителей в крайне уязвимую позицию. Дети вызывают всю гамму чувств и эмоций, известных природе. И не каждый родитель способен научить плести тонкое полотно из них, научить с ним мастерски обращаться. Для ребенка изначально не существует условностей, именно мы их воспитываем, и именно создание требований и условностей мы называем воспитание. Прежде всего, начать стоит с самого себя, научиться близости с ребенком в крайне уязвимой позиции родителя, а для этого, можно начать с самого простого и очень важного – выражать своё бессилие и отчаяние, выражать радость, горечь и досаду, восхищение и недоумение, тревоги и переживания, страхи и сомнения. Ни одна эмоция не уходит не замеченной ребенком, и часто является неосознанной взрослым, подавляется или выплескивается. Тогда ребенок служит родителю контейнером для накопившихся чувств, но не родитель для ребенка. И такие рано взрослевшие дети с не повзрослевшими инфантильными родителями, к сожалению, не редкость! Для ребенка этот опыт быть контейнером для чувств и эмоций родителя всегда достаточно травматичный, и в первую очередь, это дети не знающие границ в личных взаимоотношениях, повторяющие вновь и вновь травмирующий опыт поколений!
(с) Ликсонова Эльвира

Банер рекламный

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.