Рубрики
Заметки психолога

Пограничные нарушения личности

Пограничные нарушения личности достаточно распространённое явление среди клиентов психологов. Каждый специалист принимает решение, работать ли с данным типом клиентов. В чем специфика и сложности работы с ним?

Первое, отсутствие у пограничного клиента понимания “Я и другой человек”. При наличии чувства вины, человек склонен её перекладывать на другого. Особенно ярко данная особенность проявляется в соблюдении регламента работы. К примеру, записался человек на первую консультацию и забыл о встрече, вспоминает через минут 30-40. Извиняется клиент, просит о том, чтобы назначить встречу ещё раз. И казалось бы можно войти в положение, но 30-40 минут времени психолог ждал клиента, отменил свои важные дела, отказал в записи другим на это время. Пограничный клиент будет в аффекте, если психолог попросит оплатить затраченное впустую его время. В этом случае психолог обязан это сделать, но, вероятнее всего, будет сильнейшее отреагирование чувств за счёт психолога. Он будет “плохим”, “неэмпатичным”, “бесчувственным” с точки зрения пограничного клиента, который до этого времени идеализировал психолога. Поэтому главное препятствие на пути терапии пограничного расстройства – это сложности в договорных отношениях. Клиент будет искать в психологе “спасателя”, человека, который полностью соответствует его иллюзиям, но не другого. В этом случае возможны сильнейшие эмоциональные вбросы в работе с психологом, отреагирования.

Второе, следует из первого, клиент с пограничным расстройством сначала идеализирует, а потом обесценивает человека, находящегося с ним в отношениях. Тоже самое проявляется и в отношении психолога. Поэтому завершение работы с психологом пограничного клиента также сопровождается “обесцениваением” и мощным отреагированием, так как психолог не соответствует его ожиданиям. Люди с пограничным расстройством личности долго в работе с психологом не находятся.

Третье, включение значимого другого в симбиотические отношения. Что это значит? Клиент с расстройством пограничного характера не переживает чувства сам, а заставляет переживать эти чувства значимого другого. К примеру, у “пограничника” возникает чувства вины, но он легче обвинит другого. Или у человека не хватает денег, но решать вопросы будет его партнёр. Клиент пограничного склада не может брать ответственность на себя, за него берут ответственность другие, которым жалко, которые сочувствуют, понимают. Здоровой эмпатии в отношениях с людьми пограничного склада не может быть, они чаще вынуждают. Люди со здоровой эмпатией им не интересны и скучны.

Четвёртое, для “пограничников” характерны сильнейшие эмоциональные качели, настроение быстро меняется на диаметрально противоположное. Часто они сами не замечают как это происходит.

Пятое, пограничный уровень нарушений не позволяет человеку выстраивать длительные здоровые отношения, они кажутся им скучными. Другие люди используются для отреагирования своих чувств. Поэтому работа с данным типом клиентов очень тяжёлая, требующая больших эмоциональных затрат. В этой связи психолог, берущий в работу клиента с пограничным уровнем нарушений должен оценить свои силы. Чаще всего одного пограничного клиента достаточно на всех остальных невротически организованных.

Поэтому психолог, распознавая пограничное расстройство, может отказать клиенту в работе. Не потому что клиент не понравился, а потому что это зрелое ответственное решение профессионала. Ведь только профессионал может отказать. Это как анекдоте про Маршака:

— Самуил Маркович, Вы сильный, Вы справитесь!

— Яша, я — умный, я даже не возьмусь!

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.