Психологические истоки мазохизма

В психоанализе выделяют две формы эрогенного мазохизма. Первичный связан с переживанием младенцем фрустрации в связи задержкой удовлетворения потребностей. Вторичный формируется значительно позже во взрослом возрасте под влиянием многих факторов, и представляет собой инфантильную сексуальность. Мазохизм связан с его противоположностью – садизмом. В первичном младенческом мазохизме отсутствие разрядки в удовлетворении потребностей формирует не только фантазмы (фантазии о ситуациях разрядки вызванного неудовлетворённостью напряжения), но инфантильную связь между мышечным возбуждением, криком в результате выражения агрессии и сексуальным возбуждением. Вот они истоки садизма, как инфантильного проявления сексуальности.
Это не значит, что все потребности младенца должны сиюминутно удовлетворены, это было бы катастрофой для развития ребенка. Галлюцинаторное удовлетворение желания является решением ожидания, но приводит к разочарованию. Опыт разочарования становится источником появления принципа реальности. Но удовлетворение потребности все же необходимо. Потребности, исходящие из влечений, требуют удовлетворения и должны быть удовлетворены, без этого повышение возбуждения может разрушить психический аппарат изнутри.
Примеры анорексии, самоповреждения (шрамирования, попыток суицида) и других форм аутоагрессии иллюстрируют способность мазохизма “аннулировать” неудовольствие, то есть отказаться от удовлетворения жизненных потребностей и, таким образом, подвергать саму жизнь опасности.
При вторичном эрогенном мазохизме человек придает очень маленькое значение садистирующему его человеку, ибо личность его не важна. Мазохист стремится получить наслаждение от собственного страдания. Он даёт возможность садисту наслаждаться посредством идентификации с садируемым объектом, с самим собой, своей собственной жестокостью-страданием. То есть встречи двух личностей не происходит, происходит отыгрывание раннего младенческого опыта через проекцию.
Розенберг пишет: “Человеческое существо может узнавать себя лишь посредством объекта и через проекцию и оно может ощутить себя самого, узнать себя в качестве субъекта лишь благодаря мазохистическим переживаниям”. Инфантильная тревога, вызванная неудовлетворением потребностей, позволяет ощущать себя как страдающего субъекта, чувствовать себя благодаря своим неудовлетворённым желаниям. Таким образом, мазохизм предшествует садистическим проявлениям и является способом самообнаружения.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.