Постановка вопроса в теме обозначает противоречие: ребенок – или успешный или счастливый. Любой родитель лелеет надежду на то, что это возможно совместить. И будут правы, если будут усиленно формировать у детей следующую установку. Только успех приносит счастье! Счастье нужно заслужить, нужно быть лучшим. Но, прежде, чем формировать подобную ориентацию, важно понимать, что минут успеха в разы меньше, чем рабочих серых дней. Таким образом, родители готовят ребенка к жизни гораздо более серой/депрессивной. Желание найти отражение своего превосходства – быть лучшим, иметь ребенка лучшего в чем-то, заставляет учиться достигать желаемого во что бы то ни стало и огорчаться, приходить к отчаянию.
К сожалению, пока стимулирующая оплата труда педагога нацелена на заслуги ребенка (победы в олимпиадах, конференциях) образовательная система будет ориентирована исключительно на успех. А, значит, будет способствовать формированию нарциссизма. Условия школы не способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья. Поэтому задачи родителей следующие. Первое, не создавать дополнительную нагрузку на ребенка своими ожиданиями, а помогать ребенку развиваться. Второе, не держаться за учебное заведение, которое не намерено “возиться” с изначально слабыми учениками, а искать психологически комфортную для ребенка среду, где ценится рост и развитие ребенка вне зависимости от стартовых условий.
Как определить, что в школе психологически комфортная среда?
1. Отсутствие помпезности и высокомерия у администрации. Спокойная, доброжелательная обстановка, в которой интересы ребенка – приоритет.
2. Наличие детской обстановки – рисунков, поделок, детского творчества, настоящего, выполненного руками детей, а не педагогов и родителей, а значит, неидеальных, живых.
3. Эмоциональность детей. Зайдя в школу, вы обнаруживайте, что дети вольно выражают чувства и эмоции, не заморожены. Отсутствует страх быть спонтанным в выражении чувств.
4. Наличие чувства юмора.
Я мечтаю о школе, наполненной добрыми чувствами, искренне уважающей личность ребенка. О школе, в которой взгляд ребенка, его мнение, его чувства, интересы – в приоритете. Устала наблюдать тревожное заискивание перед учителем, поиск его одобрения, ощущение собственной “плохости” из-за того лишь только, что ребенок не удобен!
Ко мне часто приходят дети – неудобные для педагога, но пока еще не сломленные системой. А дети, которые действительно нуждаются в помощи – тревожные, сломленные, желающие угодить учителю, – остаются в ранге “звездности” и до психолога не доходят совсем.
Статьи и заметки о школе можно прочитать по ссылке.