Роль идентификации в развитии ребенка

Данной теме посвящены многочисленные исследования. Для меня как психолога-практика эта тема очень актуальна и, прежде всего, вот в связи с чем. Взаимоотношения в семье могут вполне устраивать родителей, но не всегда сформированная через эти отношения идентификация (отождествление себя с родителем своего же пола) может оказаться адаптивной в других взаимоотношениях. К примеру, ребенок (мальчик)  идет в школу, доминирующая властная позиция отца в отношениях, может находить свою реализацию в отношениях с авторитарной учительницей. Ребенок может сопротивляться, проявляя агрессию, к нехарактерным женским проявлениям: отказ выполнять задания учителя, отсутствие реакций на замечания, сопротивление любым способам воздействия без учета мужского доминирующего активного. В этом смысле ребенок сталкивается с тем, что старые способы взаимодействия с окружением, основанные на старой идентификации, не позволяют войти в школьную жизнь. Для ребенка это настоящий кризис и помощь в нахождении своего уникального пути, сепарации от родителей, может быть очень продолжительным процессом, так как речь идет о системообразующей для психики ребенка идентичности.  Чем более сложный путь в поиске своих способов поведения и реагирования, тем более крепкиим формируется ядро личности ребенка. Поэтому отчаяние родителей стоит заменить на понимание данных процессов и помощь. Психолог может создать условия, при которых ребенок будет обнаруживать иные способы взаимодействия в новом для него окружении, поддерживать самостоятельные решения и те процессы, которые способствуют формированию адаптивных способов взаимодействия. В этом смысле, не только к психологу важно обратиться, но и обдумать иные способы взаимодействия с ребенком, при которых властная позиция родителей будет обнаруживаться по самому факту родительства и чувств по отношению к ребенку, а не внешних волевых решений. Смена стиля детско-родительских отношений может способствовать формированию не внешних статусных границ, а границ личности, когда выбор способов поведения согласуется с чувствами и эмоциями другого и, в первую очередь, ребенка. А ребенок, обнаружив свои границы, сможет видеть и понимать их у другого человека и согласовывать свои действия с окружением.

Психолог для Тебя!
Психолог в Новосибирске
Ликсонова Эльвира Леонидовна

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.