Толкование сновидений

Сновидения – наиболее таинственная область нашей души, вызывающая сильнейшие переживания, не менее, а то и наиболее интенсивные, чем в состоянии бодрствования. Люди обращаются к сонникам, чтобы определить значение тех или иных символов. В то время как знание аналитической психологии К.Г. Юнга позволяет понять значение определенных символов с точки зрения архетипов. Архетипы – это образы коллективного бессознательного, хранящиеся глубоко в нашей памяти. Юнг выделяет 4 архетипа:
Первое, это архетип матери. Он представлен во снах и сказках в виде женщины-матери. архетипическим для снов также будет являться земля (“мать сыра земля”). Это мать исцеляющая, спасающая, любящая. Это сырая, плодородная земля, дающая всходы, либо выжженная земля, зависит от доминирующих чувств и образов ощущений, всплывающих из глубин бессознательного. Теневым аспектом матери является Баба-Яга, также достаточно частый образ сказок, мифов и сновидений, представляет собой образ спроецированных чувств (гнева, ярости, злости, агрессии) на материнскую фигуру. Умение справляться с этими чувствами проявляется в специфике взаимодействия с этим образом. Его наличие в глубинном психическом задается в раннем детстве в первые годы жизни, когда фигура матери наполняется амбивалентным психическим содержанием и ребенок учиться справляться с ним, овладевая человеческой речевой активностью, поведением, способствующим “управлению” поведением матери. Во снах это также возможно образы “груди”, гор.
Вторым архетипическим образом можно назвать архетип смысла, либо старец, мудрец, учитель. Чаще всего во снах он может преобразовываться в умудренного малыша с большими глазами. Этот образ говорит о наличии глубинного смысла той ситуации, в которой разворачивается сюжет.
Третьим архетипическим символом является женская часть мужской души – анима, проявляющаяся в сугубо женской символике – впадины, колодца, пещеры, также в образе девушки. Теневой аспект анимы проявляется через образы женщин и девушек в черном одеянии, также это может быть образ инстинктов – кошка, тигрица, в виде интуиции глубинной – животное разговаривающее на человеческом языке. Либо образ женщины, управляющей своими инстинктами – женщины на коне, слоне. Довольно часто во сне анима предстает в виде женщины, у ног которых лежит лев, что может означать спокойствие инстинктов.
Четвертым инстинктом может служить анимус – мужская часть женской души, данный архетип проявляется в образах героя, в виде сугубо мужской символики – оружия, меча, копья, также может сниться гора, как символ достижений. Образ анимуса содержит верх – низ, простое- сложное, прогресс-регресс.
Достаточно большое значение в поле образов приобретает персона – образ репрезентации себя социуму, во снах он проявляется в одежде, в образах машин, самолетов, поездов. При этом стоит понимать, что образ репрезентации себя социуму формируется самим человеком и представляет собой набор поведенческих реакций, представлений о себе и только в последнюю очередь одежду, презентующую человека обществу. Довольно часто в силу распространения нарциссизма наблюдается несоответствие между активным внутренним содержанием (доминантой архетипа) и репрезентацией себя. Нарциссизм, как социально одобряемая болезнь, способствует “наращиванию” оболочки, состоящей из “брендов”, моды, престижа и создает иллюзию прогрессивного развития, в то время как личность оскудняется социально приемлемыми способами адаптации к бурно развивающемуся обществу потребления.
Теневая архетипическая составляющая, не являясь отдельным архетипом, все же предстает и в образах матери и анимы и анимуса, представляет из себя вытесненные, подавленные чувства, образы ощущений, которые человек не ассоциирует с собой и возможно не достаточно осознает их наличие. Чаще всего этого негативные чувства – агрессия, к примеру, которая социумом маркируется как “негативное чувство”, хотя таким по сути не является, умелое владение агрессией позволяет человеку идти путем “достижений”, способствует развитию речи у детей, позволяет четко устанавливать границы во взаимоотношениях. Возможно это ярость или отчаяние, непрожитые чувства или чувства, долгое время находящиеся под запретом. Тень нуждается в её интеграции, только тогда она может ему “служить”, только, обнаруживая её, он способен ею управлять. В сказочном, метафорическом пространстве сновидений может произойти всякое и тень может стать человеком и в этом смысле все подавленные чувства начнет руководить человеком, а не человек будет руководить чувствами.
Осознавая суть гармоничного развития человека, я обнаружила метафору в одном из буддистских текстов, где тело предстает в образе колесницы, разум – возничий, ум- вожжи, кони – чувства, путь, по которому бегут – объекты чувств. Искусству вождения колесницы учились старательно и долго, равно как и человек, осваивает возможности тела, исходя из особенностей пути, учится управлять своими чувствами.

Одна из задач человека – стать разумным Хозяином своих чувств, узнать чувства помогают образы сновидений, а влиять на их проявления может сознание,которое способно обучиться вождению “колесницы”. Это чудесная метафора говорит о многом, о глубинном, но настолько просто. Также и гениальное бессознательное дает ценнейший материал для “знакомства” с самим собой и еще больше возможностей для Создания самого себя (design myself).
Помимо архетипического пласта психики стоит уметь понимать индивидуальное бессознательное и его образы, которые формируются через опыт. Понимание того, что данные образы являются индивидуальными помогает метод исключения, если не архетипические, то индивидуальные, при чем стоит понимать, что и архетипические образы не могут быть без примеси индивидуальных, точнее они принимают вид, становятся наиболее понятными, когда принимают соответствующее обличье. Смысл и значение индивидуальных образов может обнаружить лишь сам человек, посредством свободных ассоциаций.
Но в то же время практика показывает, что интерпретация образов, что архетипического, что индивидуального бессознательного вплетается в канву житейского нарратива самостоятельно самим человеком через помощь терапевта, психолога в осознавании предоставляемых бессознательным чувств, высокой эмпатии психолога и владения им языком образов. Именно развитию данного умения посвящен тренинг “Толкование образов сказок и снов”.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

2 ответа к “Толкование сновидений”

Кроме того, некоторые из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении. Это также относится к действию сгущения в широком смысле этого термина.

Сознание человека не всегда может воспринять содержимое бессознательного, для этого нужно знать язык, понимать и иметь “чистое” восприятие, не загрязненное ложными, ограничивающими убеждениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.