Трагедия “хорошей” девочки

Мама не нарадуется, девочка правильная, и учится она хорошо, и вежливая, и красивая. Она очень чуткая и как только что-то нужно, она знает наперед. Угодлива и очень приветлива, чуточку тревожна, но в меру. Казалось бы идеальный ребенок. Но почему-то судьба этой девочки складывается не удачно, неудачный брак или совсем никак не может найти подходящего мужчину, и почему-то совсем непослушные дети. В первый раз она обнаруживает, что с ней что-то не так, когда в депрессии приходит на прием к психологу. Она теряет себя в других, в отрыве от собственных чувств, погруженная в проблемы друзей, мужа, детей, мамы и папы, она служит другим и лишь редкие вспышки или болезнь заставляют ее обратить внимание на себя. Почему это происходит? Почему стоит опасаться того, что ваш ребенок стал удобным, и почему это происходит?
Бессознательный образ “Золушки”, “падчерицы”, русской скромной и очень правильной девочки сидит глубоко в каждом из нас. Желание оживить сказочные образы приводит к тому, что разыгрывается драма. Обязательно найдется Баба Яга и Кощей Бессмертный, Иван-дурак и царь Берендей. Примерить на себя образ идеальной девочки и вырастить и выкроить ее из себя помогают родители. Не специально, просто так выходит, что восхищение идеальными чертами, вызывает страх лишиться любви родителей в случае, если будет иначе, страх не оправдать ожидания, и сильнейшее желание вызвать еще и еще восхищение. Именно в раннем возрасте девочка отказывается от себя, от теплоты принятия, поддержки в уязвимости и неидеальности,в угоду восхищения, которую принимает за любовь. Ребенок тщательно выкраивает из себя, создает идеальную себя, предмет, вещь для восхищения, в учебе ли, во внешности, а, возможно и в том и другом. И она точно знает, как угодить другим и вызвать приятный будоражащий образ себя, достойный восхищения. Живая природа собственных чувств живет глубоко в душе, скрытая от глаз, а от того неуправляемая, непознанная и дикая. Она дает о себе знать в поступках, которые по все меркам могут быть признанны неадекватными, – яростное требование восхищения и отчаянные попытки вытребовать отличные отметки, истерики, холодность и отсутствие эмпатии, одержимость идеями, глубокое страдание из-за того, что выходит по-другому, что некоторые ситуации нельзя контролировать. Раз за разом девочка скатывается в яму теневых своих проявлений, собственного ничтожества. Маятник “идеализация-восхищение” раскачивается раз за разом и этого уже нельзя не замечать, это уже не может не беспокоить. “Хорошая девочка” не научилась видеть мир в разных тонах, для нее есть черное и белое, плохое-хорошее, идеальное и ничтожное. Душевная трагедия “хорошей девочки” невыносима для нее самой.
Этот же сценарий, но другом варианте разыгрывается у тех девочек, которые ни в учебе ни во внешности не обладают особыми талантами, тогда они становятся крайне нужными, они забывают о своих потребностях и живут жизнью других людей, не имеет значения чьей жизни, мужа, или детей, подруг или мамы. Для того, чтобы чувствовать себя счастливой, им нужно ощущать единение с другим, единственное состояние, при котором ей хорошо, – это отдать всю себя, свое время, энергию другому человеку. Многим покажется это идеальным, но и в это случае человек глубоко страдает, рано или поздно она теряет себя в других и уходит в глубокую депрессию, переживает разрывы отношений очень болезненно, ее часто бросают, как бы это было не удивительно. Потому что людям не нужны жертвы, не каждый может выдержать давление доверия и полной открытости другого человека, помощь ее становится тяжелым грузом, слова и поступки вызывают необъяснимое раздражение, очень не хочется чувствовать себя обязанным ей чем-либо. Разрывы отношений она для себя объяснить не может, поэтому приходит к психологу.
Список частных вариантов проявлений “хорошей” девочки можно продолжить бесконечно. И к слову сказать, психологи часто именно такие – правильные и очень хорошие, живущие жизнью своих клиентов, идеальные мастера в глубокой депрессии и вдалеке от собственных потребностей.
Выйти из этого состояния “хорошести”, значит отказаться от восхищения, позволить себе не вызывать восхищения и не восхищаться самой, учиться прислушиваться к своим чувствам, к тому, что говорит тело, познавать мир своей души через тело, радоваться, когда радостно, грустить, когда грустно, ощущать потоки желаний в теле и позволять им найти свое удовлетворение в жизни. А это значит и ошибаться и падать и находить поддержку, а также просить о помощи. Открываться и доверять другим людям, ощущая боль предательства не закрываться, а учиться открытию и доверию с умом. Научиться быть внимательным к людям, чтобы обнаружить себя во взаимоотношениях с ними, а не раствориться в них и не угождать. Оставаясь верной себе, не боятся остаться одной, совсем одной, когда не кому довериться, кроме себя самой, потому что в это время мир души открывается в своем богатстве, приходит взросление и понимание того, что возможность стать счастливой находиться только в твоих руках!

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.