Личные границы осознаются сотрудником тогда, когда собственное «Я» воспринимается как отдельное. Уважение к личным к границам на работе возникает при условии восприятия сотрудников как носителей отдельного «Я». Противоположностью во взаимодействии будет симбиоз, использование друг друга с личными целями. Бессознательный договор между двумя или несколькими людьми приводит к симбиозу. Приведу пример.
При одинаковой нагрузке в один месяц оплатили больше, в другой месяц – меньше. Сотрудник в недоумении, но молчит. Таким образом предлагает бессознательный договор: “Буду молчать даже, когда действия начальства не понятны. Начальство будет ценить за то, что не возмущаюсь и не требую объяснений”. Начальство принимает эти условия как выгодные. Симбиоз или восприятие другого как средства для достижения результата приводит к следующим последствиям. Сотрудник будет терпеть, не предложит новые идеи, не проявит инициативу. Начальство не будет получать здоровую обратную связь по принятым управленческим решениям.
Сотрудник требует объяснение по ситуации и повышение оплаты. Начальство проявит уважение и разберётся в ситуации либо не проявит уважение и не разберётся. Тот и другой исход даёт информацию. Уважение и ценность труда признаётся руководством или нет. Делайте вывод.
Личные границы выстроить на работе можно из чувства ценности себя как личности и труда, который вкладывается в дело. Тысячу раз в день повторять себе аффирмации для этого не стоит. Чувство собственной ценности формируется из тех знаний и опыта, которые получили, но базовый процесс для формирования адекватной самооценки – опыт личных отношений.
Собственная ценность появляется у человека в детском возрасте в отношениях с родителями. Ребёнок чувствует собственную ценность, когда родители учитывают чувства и эмоции. Человек, который переживал отсутствие ценности себя, чувствовал себя ненужным, незначимым, будет предлагать симбиоз в профессиональных отношениях.
Сотрудник, который подавляет негативные переживания и боится не соответствовать ожиданиям, будет пропускать нарушения психологических границ и вступать в симбиоз.
Умение отказывать и принимать отказ – навык, который необходим в построении личных границ. За отказом следуют последствия. Отказ может привести к увольнению, осуждению, уважению. Сотрудник, который в малознакомой обстановке отказывает, рискует. Сначала оцените обстановку, протестируйте исходное положение дел, а потом защищайте личные границы.
А как у вас обстоят дела с личными границами на работе? Какие вы способы используйте, чтобы их отстаивать?
Рубрики