Гармония в семейной системе

Сложная тема, писать сложно, точнее не только писать, выразить. От психолога ждут как правильно, а я  больше всего в этой роли  – правильного всезнайки находиться не люблю.  Предпочитаю создавать условия для собственных открытий, помогаю отыскать свой путь, встретиться с собой настоящим. Именно это помогает восстановить гармонию в семейной системе. Чувство семейной системы, то есть совокупности определенного числа людей, объединенных кровным родством, особенно обостряется в момент появления нового человечка, и даже в момент образования пары, которая может принести в свет его. Именно об этом периоде жизни семьи и пойдет речь.

Сама возможность появления нового человека на свет может вызывать разные чувства. И несмотря на то, что общепринятым и одобряемым социально, являются чувства радости, желание участвовать в новой жизни, это происходит далеко не так. Родители новобрачных, осознавая свой возраст плюс проблемы со здоровьем, не выросшие вместе со своими детьми, а дотянувшие себя за уши, бессознательно устали от жизни, и хотели бы опереться на своих детей. Понимая, что у повзрослевших детей есть чувство долга, как ранее оно было перед ними, они стараются извлечь максимальную пользу из положения, когда нет ни внуков ни внучек. Становясь ребенком, деградируя до уровня беспомощного ребенка, они не хотят брать ответственность на себя. В связи с тем, что в данной семейной системе уже есть ребенок в виде бабушек и дедушек, то сложности в появлении малыша появляются вполне закономерно. Можно привести пример, когда неопытная молодая женщина, находясь в состоянии токсикоза беременной вовремя не реагирует на тянущие боли внизу живота вследствие того, что мама не проявила беспокойства. В этой ситуации, пока дочь не отделиться психологически от мамы, то есть пока не повзрослеет, беременность может быть невынашиваемая. Или другой пример, когда семейная система готова к продолжению рода и в психологическом смысле зрелая, ожидает, проявляя свои страхи и опасения на семейную пару,  и тем самым блокирует желание пары, так как страх не оправдать ожидания в столь ответственном деле, зашкаливает, что влияет и на гормональный и на эмоциональный фон. Таким образом и в данном случае, пара пока еще не готова к продолжению рода в виду отсутствия психологического обособления, необходимой взрослости для этого шага. Поэтому появление ребенка обусловлено готовностью всей семейной системы.

Когда малыш появился, могут возникнуть две крайности. В своей практике я наблюдала больше счастливых и гармоничных состояний. Но все же важно сказать о наличии двух исходов и дисгармоничных состояний. Первое, в период грудного вскармливания, которое приносит удовольствие и все необходимое не только малышу, но и оргазмические ощущения маме, молодая женщина отказывается от близости с мужем, в том числе интимной совсем, и спит и эмоциональный голод утоляет через общение с ребенком.  Результатом таких взаимоотношений служит позднее отделение ребенка от мамы, сложности сепарации, а именно, ребенок не будет видеть границу между собой и мамой, он будет агрессивен, когда мама общается и занята не с ним, когда мама уходит в туалет и закрывается. Если до трех лет можно рассматривать это в варианте нормы в натянутом очень виде, то в три года это будет приводить к нарушениям во взаимодействии. То есть когда ребенок уже может ходить на горшок, он будет ходить в штанишки, потому что мама или тот, кто рядом уберет. Ребенок не чувствует границу собственного тела и не отделяет себя от мамы. При этом мама для ребенка – это не вполне конкретный человек, это состояние полного удовлетворения своих потребностей, которое возникает рядом с ней или тем человеком, который его заменяет. Ребенок не проявляет здоровую агрессию “Я сам” для отстаивания собственных границ самостоятельности, а, находясь в симбиозе с мамой, манипулирует, чтобы заставить сделать по-своему. Понимая, что мама обладает большим умом, развитыми навыками, нет необходимости развивать их у себя, достаточно повлиять на маму. Данная инфантильная позиция может сохраняться до тех пор, пока мама не поймет, что она не хочет, чтобы ребенок взрослел, она хочет состояние блаженства от единения с ним, когда возраст его был до года и грудное вскармливание было той идиллией, что редко повторяется в жизни. По мере взросления ребенка маме важно уловить тот момент, когда она так сильно сопротивляется росту ребенка, не проявляя естественных потребностей в гармонизации взаимоотношений с мужем. Для этой женщины важно пройти тернистый путь налаживания взаимоотношений со зрелым мужчиной, то есть переключить внимание на мужа,  развивать навыки  сотрудничества, стремясь к взаимопониманию и развитию.  То есть нет другого пути, кроме как,  взрослеть! И в этом возможно нужна будет помощь психолога. Осознать необходимость помощи – важный шаг. И чаще всего осознание происходит уже далеко после того, как были обнаружены первые признаки несамостоятельности у ребенка (энкопрез или энурез, недержание кала и мочи, невозможность спать одному без мамы и т.д.). Мама готова водить ребенка бесконечно на занятия к психологу, но вряд ли повернет голову в сторону разваливающихся отношений с мужем, который больше выполняет роль прислуги для новоиспеченной пары.

Другая крайность, когда женщина находится в состоянии женщины-любовницы даже в первые месяцы после родов стремится вести активную половую жизнь, ощущая катастрофическое состояние психологического  напряжения из-за неуверенности в себе, возможно ощущения конкуренции с другими женщинами. Повышенная тревожность может влиять на сложности в грудном вскармливании, ребенок может беспокоиться и проявляться психосоматические заболевания, как аллергия. Если в первом случае мама дает установку на безопасность этого мира, на защищенность в условиях полной опеки, то здесь мама сама не уверена в безопасности мира, поэтому ребенок может быть тревожен и будет взрослеть раньше, чтобы овладеть этим миром, находясь в единении с матерью и сепарации. Здесь довольно много шансов заработать шизотипические расстройства, но при том если мама осознает и понимает свое состояние, данных нарушений может и не быть, так как состояние единения, близости и идиллии с ребенком могут создаваться мамой сознательно  и без грудного вскармливания. Сталкиваясь со всевозможными случаями и обстоятельствами, который раз убеждаюсь в необходимости психологической готовности стать мамой, важности психологической поддержки мамы в первые месяцы жизни ребенка.

Сохранить гармонию в семье сложно и важно!

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.