Психологическое значение сказки

Сложно не оценить значение сказки в развитии и воспитании детей. Сегодня каждый родитель предлагает ребенку сказки. Театральные представления для детей изобилуют сказочными сюжетами. Мультфильмы подчас до неузнаваемости трансформируют сказочные сюжеты.
Сказка как и любой повествовательный жанр меняется и поддается всевозможным интерпретациям. Отслеживая как изменяются акценты, смыслы образов в сказках можно отслеживать динамику культуры и коллективного бессознательного. Термин “коллективное бессознательное” или “архетип” ввел в психологический дискурс К.Г. Юнг, обозначая содержание данного понятия как относительно устойчивые образы, хранящиеся в психическом нарративе (сказки, мифы, сновидения, фантазии). В первую очередь, это архетип смысла (образ старца, мудреца, справедливости), архетип матери (образ матери, Баба -Яга, образ сырой земли), анима (душа, женский образ), анимус (образ силы, достижений, герой). Менее глубинные образы представлены персоной – совокупностью образов, репрезентируемых человеком социуму.
Сказки содержат повествование, затрагивающее глубинные слои психики, и, несмотря как складываются условия развития ребенка и социализация, могут служить средством коррекции и психопрофилактики многих психологических отклонений, способствовать оздоровлению. Особенное значение в этом смысле приобретают классические варианты сказок, где гармония содержащихся в них образов вырисовывает здоровые варианты варианты взаимодействий, в частности, полоролевых отношений. Рассмотрим наиболее подробно психологические функции сказок.
Психопрофилактическая функция сказки представлена во всех вариантах сказочного повествования. К примеру, сказка “Три поросенка” особенно ценна для детей с разрушающим агрессивным поведением, способствует профилактике одержимости. Сказка “Гадкий утенок” предпочтительна для детей с чувством брошенности и ненужности, показан путь от отчаяния и горечи до обнаружения новой “идентификации” и взросления. Изучив данную сказку, ребенок не уходит в депрессию,  в определенной мере осознанности данный путь заложен в его психическом мире. Сказка “Теремок” помогает малышу раннего возраста придти от хаотичной импульсивной активности к более осознанной и осмысленной деятельности, а значит осуществляется психопрофилактика гиперактивности. Каждая сказка содержит смысл и значение для мира души.
Развивающее значение сказки еще более многообразно. Поведенческие стратегии главных героев, хитрость, смекалка, находчивость представлены в разных образах. Формируется ценностное отношение, чувство справедливости, эмоции приобретают осмысленность и формируют отношение к происходящему в сказке. Сказка обогащает внутренний мир ребенка, а совместное чтение и обсуждение с родителем сказки позволяет создать или сохранить ощущение тепла во взаимоотношениях, близости в переживании чувств главных героев сказки.
Коррекционный потенциал сказки кроется в метафоре. Прямая оценка поведения ребенка  чаще приводит к защитам, рационализации, уходу от чувства вины, проекции, замещению. В то же время метафора в сказке, где ребенок ассоциирует, переносит психический материал на героя из сказки, помогает обойти все защиты и проанализировать поведение, его последствия и нет необходимости “таранить напрямую” психический мир ребенка. В связи с этим одним из наиболее распространенных приемов в работе психолога  “Я хочу тебе рассказать историю о девочке или мальчике, похожем на тебя”, в этом повествовании психолог рассказывает историю во всех подробностях проявляющихся чувств и эмоций и те последствия, к которым они проводят в той поведенческой реализации. Несмотря на простоту использования данного приема и его безусловную очень привлекательную эффективность, его следует использовать только профессионалам. Когда родитель часто его использует, теряется новизна и ребенок теряет веру сказанному и может воспринять сказанное, как очередной упрек  и негативную оценку.
Коррекционный потенциал содержат не только авторские сказки и истории, но и “проживание” тех сказок, которые рекомендованы психологом в случаях тех или иных нарушений.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

2 ответа к “Психологическое значение сказки”

В нашем далеком детстве мамы и бабушки рассказывали нам сказки, не подозревая, возможно, что тем самым использовали один из самых эффективных методов психологической коррекции сказкотерапию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.