Уникальность в структуре личности

В статье рассматривается природа уникальности и её место в структуре личности, условия и закономерности её актуализации. На основе обзора основных теоретических подходов представлен единый интегрированный взгляд на сущность уникальности, условия развития, на возможности её актуализации.

Каждый человек уникален от природы. Начиная с того, что каждому присуща своя уникальная внешность, заканчивая уникальностью внутреннего мира. Именно уникальность психического мира человека создает все многообразие взглядов на мир, творчество, задает движение социальным, культуральным и индивидуальным процессам развития. Каковы же условия и закономерности актуализации уникальности, что представляет собой уникальность как явление. Эти и многие другие вопросы мы заденем в рамках данной статьи.
Вопрос уникальности личности ставился психологами различных школ и направлений. Разнообразие воззрений на данное явление позволяет рассмотреть феномен уникальности с разных сторон. Учитывая редуцирующие влияние возможностей конкретных исследователей, всестороннее изучение данного вопроса позволит понять сущность этого явления и особенности его проявления и актуализации в разных условиях. В связи с этим целью обзора основных теоретических подходов является формирование интегрированного взгляда на сущность уникальности, условия развития уникальности, возможностей её актуализации. Через создание исследовательской траектории от решения сугубо теоретических вопросов к решению сугубо прикладных задач мы расширяем возможности создания действующей модели уникальности.
Итак, начнем, пожалуй, с чисто физиологической уникальности. Нет двух одинаковых “рисунков кожи” или “картины сетчатки глаза», они уникальны. Как уникальны и те нейронные связи в головном мозге, обеспечивающие особое его функционирование. При этом стоит понимать отличие индивидуальности от уникальности. Индивидуальность мы понимаем как некий порядок организации системы, в самом общем смысле этого слова, в отличие от уникальности, как особом единственном в своем роде, неповторимом порядке организации системы. То есть каждый из нас имеет индивидуальный цвет глаз, при этом картина сетчатки глаза будет уникальной. Или каждый из нас имеет определенный порядок линий на коже, но при этом рисунок на коже каждого человека и соответственно отпечатки пальцев будут уникальны. Также как каждый человек имеет индивидуальный порядок организации нейронных связей в головном мозге, то есть мозг функционирует в соответствии с этим индивидуальным порядком, но при этом можно обнаружить особый порядок нейронных связей, характерный только для данного конкретного человека. Таким образом, понятие «индивидуальности» гораздо более шире, нежели понятие «уникальности». Уникальность, говоря языком метафор, является зерном, которое прорастает в определенных условиях, и приобретает в результате взаимодействия условий и происходящих процессов роста особые неповторимые черты. При этом порядок организации системы будет индивидуальным, схожим и различным по серии признаков. В то время как уникальность будет иметь исключительно неповторимые черты, как некий принцип организации данной системы. Если мы посмотрим на два рядом стоящих дерева одной породы, мы сразу же увидим индивидуальность каждого дерева, их схожесть и различие. Но если мы обратим внимание на некий системообразующий принцип, позволивший вырастить этим деревьям тем или иным способом, мы обнаруживаем уникальность – большие корни или особо плодоносное дерево, обилие красных листьев осенью, крупный ствол и так далее. Перечисление этих признаков можно продолжить, сравнивая, однако, рассматривая идеальный компонент в этой неповторимости, мы сможем обнаружить наличие особого свойства живого организма при взаимодействии со средой обнаруживать, актуализировать свой особый принцип роста и развития, который мы и называем уникальностью. В связи с тем, что уникальность присуща всем, то мы можем говорить о всеобщности уникальности, о зерне уникальности, которое содержится у каждого.
Каковы же эти свойства живого организма, позволяющие при взаимодействии со средой обнаруживать свой особый принцип роста и развития, какова роль среды в актуализации уникальности? Первоначально условием, средой для зерна клетки является родитель, условия внутриутробого развития, то есть в пренатальный период происходит селекция нейронов через апатоз (гибель). В результате выживают наиболее нейронально приспособленные и мозг индивидуализируется. К моменту рождения он уже специализирован, то есть процесс настройки нейрона на определенный аспект и стимул или акт действия или резепторный аспект уже произошел. Условием актуализации уникальности в данном случае будет опыт матери, записанный в тело генома, то есть то, что позволило сформироваться фенотипу (принципу строения мозга) на основе заложенного изначально генома. Эпигеном, то есть запись в геноме клетки изменений, которые в ней происходили, как результата изменений среды её метаболитов и синаптической передачи, согласно исследованиям К. Анохина записывается в тело генома самого нейрона [1]. Но это происходит только после закрепления “нейрональных изменений” в течение нескольких поколений, то есть когда данные нейрональные индивидуальные изменения встречаются несколько раз в поколении вида и представляют собой «коммулятивный опыт поколений».
Клеточный геном не только считывается, но и записывается, при этом содержатся “надиндивидуальная память вида” (архетипы) так и “индивидуальная память” (эпигеном “долговременой памяти”). И то и другое можно вспомнить или “экспрессировать” из клетки нейрона или их совокупности. И то и другое будет являться тем условием, который позволит в пренатальный период заложить этот принцип организации психического, то есть уникальность.
В постнатальный период средой для «зерна» уникальности является семья, социум, культура и мир. При этом развитие уникальности происходит как переход из «бывшего» в «свершившееся», при этом «бывшее» – это не прошлое, это заложенное, а «свершившееся» – это актуализированное. В процессе онтогенетического развития зерно уникальности может актуализироваться по мере роста и развития ребенка в соответствии с его врожденными особенностями, склонностями и способностями. При этом семья может обеспечить эмпатическое принятие ребенка, чувство радости и все условия для творческого самовыражения. Именно через творчество ребенок чувствует, как развивается его характерное только для него видение мира, насколько можно совершенствовать свои способности для улучшения результатов своей деятельности, ребенок видит, как он может преобразовать мир, сотворить. И для этого не надо прилагать много усилий, достаточно обеспечить среду необходимыми материалами, организовать место и безоценочно принимать любые проявления творчества и можно совместно со-творить. Поддержка творческого начала ребенка позволяет поддержать рост ядра уникальности, также как в школьном возрасте развитие самостоятельного творческого мышления. В этом смысле родителям и педагогам стоит поддерживать все проявления самостоятельности поддерживать юмор и творческое самовыражение. Актуализация уникальности сопровождается ощущением радости, увлеченностью процессом настолько, что человек забывает о проблемах, тревогах, человек не замечает как идет время, человек ощущает легкость и спонтанность в осуществлении действий, осознание своего Я как будто исчезает, человек становится действием, процессом. И в то же самое время он обнаруживает что-то новое в себе, новые свои проявления, находится в непрерывном потоке делания, создавая тем самым желание у окружающих выразить и актуализировать себя. Наличие данного состояния и является тем показателем или сигналом, что человек развивается в нужном для него направлении, направлении счастья и все большей актуализации своих возможностей, способностей и ресурсов.
С точки зрения Абрахама Маслоу самоактуализация возможна при удовлетворенности нижеследующих потребностей, при чем каждая последующая потребность может быть удовлетворена на 5%, если нижеследующая удовлетворена хотя бы на 20% [4]. Во-первых, физиологических потребностей, во-вторых, потребностей в безопасности, в-третьих, потребностей в принадлежности к какой-либо группе и ощущение любви, когда человек любит и его любят, потребностей в уважении и признании, признании компетентности человека, одобрении, ощущение достижения успеха, далее потребностей в знании и ощущении гармонии и красоты. Данные потребности могут находиться в трех состояниях: они могут быт удовлетворены, не удовлетворены и искажены. Если потребность не удовлетворена, ей стоит удовлетворить и восприятие человека переключается на удовлетворение следующей, человек становится мотивированным на безопасность, принадлежность или любовь. Искаженная потребность является ненасыщяемой, то есть человек, удовлетворяя данную потребность, не может насытится и ощутить удовлетворение. Данное состояние является результатом психотравмы, травматических фиксаций в том или ином возрасте. В результате человек не может продвинуться на следующий уровень и приблизиться к самоактуализации. И в процессе личностного роста ему приходится наверстывать упущенное время. Психотравма может явиться для человека тем фактором, который будет способствовать личностному росту, ибо у человека вследствие осмысления психотравмирующей ситуации вырабатываются большие адаптационные возможности. С другой стороны, если с возрастом психотравма не стала для человека фактором, активирующим личностный рост, то человек становится все более уязвим психотравмирующим схожим обстоятельствам. По мере расширения и углубления адаптационных возможностей, человек может продвинуться на пути к актуализации собственной уникальности. Ядро актуализации формируется к 21 году, личностный рост может продолжаться в течение всей жизни при наличии соответствующего сознательного намерения и воли. По мере того как происходит вызревание и рост уникальности человек углубляется в понимании своей собственной природы, и справляется с разного рода трудностями, к примеру, завистью. Зависть как нехватка уникальности в себе возникает как результат слишком идеализированного образа себя. Человек движется от одной крайности «идеализации» к ощущению собственного «ничтожества». И по мере обнаружения «золотой середины», а также воли и способностей для поступательного движения к образу идеальному, но достижимому человек начинает сорадоваться процессу актуализации в себе и другом, обнаруживая свои уникальные способности для понимания, творческого самовыражения.
Таким образом, если в окружающей человека среде физиологические потребности удовлетворены, удовлетворены потребности в безопасности, то есть ни физически ни психологически человеку ничего не угрожает, и соблюдаются психологические границы личности, то человек способен продвинуться к самой верхушке пирамиды. При этом стоит понимать, что психологические границы представляют не такое простое образование как только лишь отсутствие физической угрозы и наказания, а наличие зоны комфорта, наличие эмоциональной безопасности. Безопасность как стабильность, постоянство своего социального окружения, стабильность отношений. Принадлежность к группе людей обеспечивает человека ощущениями принятия, идентификацией, соотнесенностью. Действия любви относительно друг друга создают атмосферу заботы, формируют поле ценности, привязанности и взаимоподдержки. Если человек ощущает заботу, принятие себя как личности и соотносит себя с определенной группой людей, то возникает необходимость удовлетворения потребности в признании. Признание особых компетенций, уникальности, определенных способностей и свойств человека создает условия для актуализации этой уникальности. Уникальность появляется исключительно в творчестве и не может быть результатом конформизма. А. Маслоу считал, что не имеет значения, к чему прикладывается творчество, ценным является то, что продукт творчества уникален, он позволяет приложить разнообразные способности умения и навыки, свое виденье и понимание к созданию продукта. Это может быть статья, которую я сейчас пишу, борщ или произведение искусства, картина, музыкальное произведение и другое. Маслоу, к примеру, свою бабушку считал актуализированной личностью, ибо она каждый раз изысканно готовила блюда, творчески, так что невозможно было повторить. Самоактуализация основывается на самоактивности, на желании выразить результат своего творческого осмысления понимания, делания. Она не может быть поставлена как цель, человек, получая удовольствие от процесса, не ориентируется больше на других людей, он не сравнивает себя с другими. Он выражает то, что у него есть, ориентируется на результат творческой работы, при этом, конечно, он может это делать среди окружения, которое понимает, принимает его как личность при наличии зоны комфорта и удовлетворенных физиологических потребностях. Удовлетворенность физиологических потребностей как база, скорее всего, представляет собой сытость, организменную внеличностную сытость. При этом стоит понимать, что секс как и прием пищи сам по себе не является лишь физиологической потребностью, он может быть актом самоактуалзации ибо в нем человек может проявлять свою уникальность, даже сам прием пищи в каком-то смысле может быть самоактуализирующим, миллионы жестов, настроений создают невообразимую палитру того, как это можно сделать при константности ритуальной и этической стороны вопроса. Так удовлетворение казалось бы базовых потребностей может стать уникальным в своем роде.
Психологи разных направлений обдумывают, экспериментируют, создавая условия для формирования уникальности, способностей творческого самовыражения, самоактуализации. Ибо это есть счастье и признак здоровья. Карл Густав Юнг отмечал, что в процессе индивидуации происходит обособление психологического индивида как существа отличного от коллективной психологии. При этом Юнг понимал уникальность как результат индивидуации и результат уникального проявления Самости [6]. Индивидуальная Самость как центр всего индивидуального бессознательного является тем зерном, которое содержит в себе все элементы для актуализации уникальности. Она содержит определенную архетипическую представленность в психике и проявляется в сновидениях, в образах фантазий. В процессе индивидуации происходит развертывание самости в среде, и человек актуализирует то, что ранее было бессознательным, двигаясь в направлении осознавания и осуществления целенаправленных действий по её выражения в определенной среде. Условиями для процесса индивидуации и выкристаллизовывания уникальности является степень развивтости трасцедентальной функции в психике, то есть наличие глубинного понимания и творческого самовыражения. Внешняя среда является проявляющей для уникальности, таким образом, почва для ростка уникальности из зерна Самости должна быть плодородной. А значит, способствовать творческому самовыражению и глубинному пониманию. Чтобы пробился росток необходимо поливать его водой чувств, освещать его солнцем – осознанием, каждый листик должен быть своевременно освещен пониманием и увлажнен чувствами. И в этих условия уникальность станет тем ростком, который тянется к Солнцу- Самости. К. Г. Юнг понимал Самость как центр индивидуальной сознательной и бессознательной психики, при этом уникальность из этого центра движется-растет в обе стороны, углубляется в архетипы- корни, с одной стороны, и тянется к осознанию-Солнцу. При этом следует понимать, что средой для индивидуального бессознательного будет коллективное бессознательное (архетипы), а средой для индивидуального сознания коллективное сознательное. В этом смысле уникальность является результатом обососбления психики в обе стороны в среде коллективного бессознательного и коллективного сознательного. В этом смысле человек, актуализировавший свою уникальность, не является конформным, способен к глубинному пониманию происходящего и творческому самовыражению.
Альфрид Лэнгле рассматривает уникальность человека через самотрансцендирование, то есть расширения себя за счет других людей, возлюбленной(ого), семью, определенную группу людей [3]. С одной стороны, это процесс обнаружения себя среди других людей, то есть процесс обособления, а с другой стороны, это процесс интеграции и единения с другими, обнаружение общего. Причем процесс обособления в данном случае будет играть роль регулирующей и направляющей, организующей силы, системообразующей силы, позволяющей элементам системы выбрать то или иное направление движения. Человек самотрансцедирующий себя является лидером, способным зажечь других, определяя направление движения группы людей, при этом направление выбирается таким образом, что фоном для ее выбора является любовь к другим людям. Это любовь как действие, как акт любви, внешний или внутренний, акт внутреннего принятия, виденья другого, внешний акт заботы и совместного сотворчества и наслаждения процессом общения и самовыражения. При этом человек самотрансцендирующий актуализирует внутреннее содержание таким образом, что способствует активизации и самовыражению других, то есть актуализируя других. Таким образом, человек ощущает взаимообогащение в процессе общения и взаимоактуализацию внутренних ресурсов.
Клод Штайнер выделил три типа сценария с возможным подавлением компонентов [5]. Спонтанность, следствием подавления спонтанности является отсутствие ума. Близость, следствием подавления близости является отсутствие любви. Включенность, следствием подавления включенности является отсутствие радости. Таким образом, спонтанность самовыражения, ощущение близости и любви, радостная включенность в процесс самовыражения и соотнесения себя с другим позволяет человеку определить, саморефлексировать движение в сторону актуализации собственной уникальности.
В рамках гипнотерапии, работающей, прежде всего, с актуализацией бессознательных ресурсов, были выявлены условия, при которых происходит рост и развитие ростка уникальности. Следует понимать процесс гипнотерапии ни столько как специально организованный процесс, сколько как естественный процесс активизации гипнотического состояния [2]. Человек может находиться в трех режимах функционирования: бодрствование, транс и глубокий сон. При этом один из этих режимов будет являться доминантным. Глубокому сну соответствуют бессознательные процессы, трансу – предсознательные процессы, и бодрствованию – сознательные процессы. Гипноз способствует активизации предсознательных процессов, что позволяет актуализировать ядро уникальности. Транс, как переходный, связующий процесс между режимом глубокого сна и бодрствования, служит мостиком между бессознательными процессами и сознательными, формируя сознательную спонтанность в актуализации внутренних ресурсов. Человек, имеющий сознательное намерение актуализации способен спонтанно, основываясь на бессознательном процессе, выражать свою уникальность, сознательно используя всю полученную информацию для создания условий более полного самовыражения в деятельности.
Подводя итог обзору основных теоретических подходов, мы пришли к выводу. Во-первых, индивидуальность – это некий порядок организации системы, в то время как уникальность – это порядок, принцип организации системы; понятие «индивидуальность» гораздо шире понятия «уникальность». Во-вторых, условием формирования зерна уникальности в пренатальный период является эпигеном, запись нейрональных изменений, закрепившихся в долговременной памяти генома как коммулятивный опыт поколений. В-третьих, в процессе онтогенетического развития средой для «зерна» уникальности являются семья, социум, культура, мир. В-четвертых, для благоприятного вызревания уникальности необходимо: безоценочное принятие самостоятельности и результатов творчества, создание условий для развития творческого мышления, поддержка атмосфера радости, эмпатического принятия и юмора. В-пятых, ядро уникальности формируется к 21 году и является результатом удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, принадлежности и любви. В-шестых, психотравматические фиксации содержат ресурсы для личностного роста и определяют специфику уникальности. В-седьмых, самоактуализация основывается на самоактивности и является результатом глубинного понимания и творческого самовыражения. В-восьмых, уникальность своими корнями уходит в архетипы и является результатом осознания и обособления от коллективного сознания и бессознательного, с одной стороны, и результатом самотрансцедирования, как расширения пространства своего «Я» за счет интегрирующей силы любви к другому, семье, группе людей, социуму, человечеству. В-девятых, транс как переходная область между бессознательным и сознанием может способствовать актуализации уникальности.
Библиографический список
1. Анохин К. Коды мозга [Видео-лекция]/Константин Анохин// https://www.gnozis.info/?q=node/20921
2. Беккио Ж. и др. Новый гипноз. Практическое руководство [Текст]/ Жан Беккио, Шарль Жюслян. – М.: Класс, 2008. – 160 с.
3. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. [Текст] / Альфрид Лэнгле. – М.: Генезис, 2004. – 203с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]/Абрахам Маслоу. – СПб.: Питер, 2011 – 352 с.
5. Штайнер К. Сценарии жизни людей [Текст]/Клод Штайнер. – СПб.: Питер, 2003. – 105с.
6. Юнг К.Г. AION [Текст]/Карл Густав Юнг. – М.: Рефл-бук, 1997. – 158с.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

2 ответа к “Уникальность в структуре личности”

Притягательность типологического подхода может частично заключаться в его способности сохранять что-то от уникальности личности, несмотря на генерализацию, необходимую для применения обычных научных исследовательских процедур. По словам К.

Честно признаться, не люблю типология если подходы, как раз из-за чрезмерной генерализации, упрощения. Даже если типологический подход учитывает уникальность, ее характеристики в не уловимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.