Метафоротерапия в работе учителя

Вопрос коммуникативной компетентности педагога является, пожалуй, одним из самых основных, занимающий умы не одного десятка поколений психологов и педагогов. Психологические знания, постепенно пополняясь новыми разработками и учениями, постепенно перекочевывают в педагогическую практику. И эта статья служит именно этой идеи – привнести новые психологические концепции и технологии в практику педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы. В статье будут представлены возможности сказко и метафоротерапии в педагогической практике учителя. Казалось бы сказка, равно как и притчи издавна использовались в воспитательных целях и в этом смысле для педагогической практики нет ничего нового. Однако, следует отличать литературные сказки и психотерапевтические. Не каждая литературная сказка станет психотерапевтической, также как и не любая психотерапевтическая сказка станет понятна. Дело в том, что психотерапевтическая сказка имеет свои психологические правила построения и закономерности воздействия. В случае если художественная сказка отвечает этим условиям она становится терапевтической. В связи с этим в статье мы предложим структуру психотерапевтической сказки и покажем механизм психологического воздействия. Данная статья будет полезна педагогам, психологам, социальным педагогам и классным руководителям, как вариант косвенного воздействия на психологическое состояние ребенка и группы детей.
Рассмотрим:
1. Теоретические основы сказкотерапии.
2. Возможности сказкотерапии на разных возрастных этапах развития ребенка.
3. Технология сказкодиагностической процедуры.
4. Сказкотерапевтические техники в коррекционной и развивающей работе с детьми.
5. Метафоротерапия на консультативном приеме со взрослыми.
6. Принципы создания авторской сказки.
Психологический потенциал сказок, притч и метафор огромен. Как любое действие начинается с мысли так и мы начнем изучение сказки, с того, что в ней заложено, что позволяет сказке воздействовать на психические состояния. Важно отметить, что в рамках традиции юнгианского анализа сказки имеют несколько слоев и соответственно этому несколько уровней воздействия: объективный культуральный уровень, субъективный уровень индивидуального сознания, субъективный уровень индивидуального бессознательного, объективный уровень коллективного бессознательного. Каждый из этих слоёв психики позволяет воздействовать на соответствующие слои психики человека. Расскажу о каждом из представленных слоев более подробно.
К. Г. Юнг в результате анализа сказок и мифов различных народов, сновидений выявил наличие коллективного бессознательного в человеческой психике [1,2,3]. Образы коллективного бессознательного едины и составляют структуру Самости – духовного центра личности, который выкристаллизовывается в процессе индивидуации. Состоит из 4- компонентов: архетип Тени (для Бога тенью будет Дьявол, для темных сил светлые), архетип анима\анимус (анима – женская часть души в мужской психике, анимус – мужская часть души в женской психике), материнский архетип жизни и смерти (Баба Яга, ведьма), архетип смысла (старец). Образы архетипов в сказках олицетворяют в человеческой психике определенный набор абстрактных мыслей, чувств, ощущений, к примеру, при активизации архетипа Старца, человек обращается к своим внутренним ресурсам, мудрости, или при активизации архетипа материнского архетипа происходит обновление состояний, процесс умирания старых отживших процессов и появление новых, при активизации архетипа анимы у мужчины происходит обращение к своим собственным чувствам, при активизации архетипа анимуса женщины становятся решительными, творческими, целеустремленными, деятельными. Архетипы содержатся в психике любого человека с рождения, это как семя, содержащее жизненно важную основу; в процессе роста и развития этого семени вырастет дерево. Каким оно станет, будет зависеть от условий, в которые волей ветра попадет данное семя, от климатических условий, степени освещенности и т.д. Любое дерево уникально, как и путь индивидуации каждого человека[2].
Таким образом, архетипический уровень человеческой психики – это его духовный стрежень, Самость проявляется уникально у каждой отдельно взятой личности, это отношение к миру с любовью, привнесение чего-то нового в мир, новых идей, мыслей, это уместность влияния на окружающих людей с любовью, с пониманием, это осознание внутренних ресурсов и умелое их использование во благо человечества, это соединение мудрости, то есть смысла, глубоких чувств, умелости в регуляции внутренних стояний, упорство в достижении цели. Достижение данного уровня в развитии личности возможно через прохождение в своей душевной жизни тех процессов, которые отображаются в сказках, учитывая, что эти процессы внутрипсихические, имеющие опосредованное значение в реальной жизни, проявляющееся только лишь в отношении к миру и особенностях взаимодействия с окружающими, это набор определенных качеств, характеристик человека [3]. В этом смысле сказка будет иметь большой потенциал как руководство по трансформации внутрипсихических процессов. Уровень коллективного бессознательного является наиболее глубинным и несет большой энергетический потенциал, ресурс для психики.
Уровень индивидуального бессознательного составляют вытесненные фантазии, психологические травмы, страхи, тревожность, агрессивность. Данный уровень проявляется посредством проекции бессознательного содержания на мотивы, ценности главных героев, в оценке поступков, смыслов действий. Ребенку можно предложить сочинить свою сказку и в этом случае сказка будет исключительно говорить о внутрипсихических процессах ребенка. Образы его фантазий говорят о том, что происходит в индивидуальном бессознательном или коллективном, в случае если есть образы коллективного бессознательного [6]. Самостоятельной интерпретацией данных образов человеку, не имеющему специальную подготовку не стоит, но обратить внимание на повышенный уровень агрессии, страха, асоциальные тенденции стоит, так как может быть поводом для консультации у психолога.
Уровень общественного сознания отражается в поговорке: «В сказке ложь – да в ней намек добрым молодцам урок». Это уровень воспитательный, педагогический. Суть психологических воздействий этого уровня заключается в том, что ребенок легче воспринимает воспитательную информацию не от педагога в виде нотаций, а в виде рассказа о ком-то другом, похожем по характеру, поступкам. Ребенку в этом случае предлагают альтернативные пути решения сложной для него ситуации, при этом у ребенка возникает меньше сопротивлений этому процессу. Приведу пример, ребенок не хочет убирать игрушки в детском саду, обосновывая, что она играла со своей подружкой, вот пусть мол она и убирает. В итоге подружка убирает игрушки, пошла на уступки, а другая пошла домой. Конечно, можно сказать, что так нельзя и объяснить, но вряд ли узнаешь, действительно ли ребенок понял, почему так не стоит себя вести. Поэтому мама может начать рассказывать сказку, зная о том, что ребенок мечтает уже попасть в школу, про лесную школу зверят, где ребятишки после уроков, ожидая учительницу сели поиграть и никто, уходя домой не захотел убирать игрушки. Мама спрашивает, как стоит поступить ребятишкам в этой ситуации. И тогда можно легко дать понять ребенку, почему так стоит поступить и как грамотней поступить в этой ситуации. Важно понимать, что для нас эти ситуации кажутся порой настолько легкими, но дети учатся разрешать эти мелкие ситуации, затем с легкостью будут решать во взрослом состоянии более сложные вопросы.
Таким образом, сказкотерапия как психологический метод позволяет косвенно подойти к воспитанию детей, обходя психологические защиты, как то нежелание воспринять нелицеприятную информацию про себя, позволяет изменить контекст воспринимаемой травмирующей информации, определить смысл ситуации, в которой находится ребенок, также позволяет скорректировать тревожность, страхи и агрессию.
Данные уровни воздействий как их глубина может варьировать, педагог может использовать обсуждение некоторых сказок наглядно иллюстрирующих конфликтную ситуацию и учить детей выходить из конфликта, учат выбирать, понимать, чувствовать других людей. Возможности сказкотерапии достаточно обширны в любом возрасте, как в детском так и во взрослом состоянии, когда сказка выполняет роль путеводителя по трансформационным процессам психики, в каждом человеке есть все персонажи сказок и процессы взаимодействия между ними могут быть нарушены. Примером тому могут служить, период в жизни мужчин, когда они одержимы своим настроением, когда, что бы ни было в их жизни, не приносит радость, удовлетворенность. Это подобно тому состоянию, когда главный герой сказок находится в неведении, когда впереди значимые для него события поиска возлюбленной, анимы. Так вот когда мужчина воссоединился со своей анимой, то есть прошла интеграция анимуса и анимы, то мужчина такой способен радоваться жизни, прислушиваясь к своим собственным чувствам, мужчина служит этим чувствам, любви к жене, детям, коллективу, человечеству. Это абстрактное чувство любви наполняется вполне конкретным содержанием, имеет разные формы. Очень хорошо процесс интеграции анимы и анимуса описан в мифе о поиске Святого Грааля [1].
Диагностика средствами сказки относится к числу проективных, и как любая проективная диагностическая процедура нуждается в подтверждении валидными методиками. Во-первых, любая сказкодиагностическая процедура начинается с обеспечения психологического контакта с ребенком. Ребенку не стоит говорить в повелительном наклонении следующие фразы – присаживайся, положи руки т.д. Лучше сказать располагайся и чтобы ребенок мог занять то место, где ему наиболее удобно, это может быть стол с рисунками и карандашами, песочница (в комнате психолога по методу юнгианской песочной терапии) или просто удобно расположиться рядом с вами на стуле. Далее следует спросить о его интересах, спросить самую любимую сказку, спросить, любит ли он рисовать, есть ли хобби. Любые воспоминания о приятном деле располагают ребенка к непринужденной беседе. Кода вы заметите, что ребенок чувствует себя достаточно комфортно, легко, то можно попросить рассказать любимую сказку, нарисовать кое-какие сюжеты, слепить персонажей любимой сказки. Во время того как ребенок что-либо делает, вы внимательно наблюдаете за ребенком, как он делает, что делает с наибольшим удовольствием, что с наименьшим. Какие эмоциональные реакции вызывает та или иная деятельность. По ходу можно задавать вопросы с интересом, это безоценочные вопросы, уточняющие, подбадривающие с желанием помочь ребенку пофантазировать. Стоит обратить внимание, какой сюжет сказки ребенок с наибольшим интересом рассказывал, более живо. Спросить о том, если бы ему предложили стать героем сказки, то какую роль он бы выбрал, чем нравится этот герой. Расспросить о том, как можно было бы по-другому выбраться главному герои из ловушки, как он мог поступить, почему поступил именно так. Дело в том, что данные вопросы позволяют ребенку осознать некоторые свои поведенческие стратегии, понять неэффективные способы взаимодействия. В случае если ребенок выбирает отрицательные персонажи в сказке, то это скорее будет говорить о том, что родители чрезмерно стараются «сделать» из ребенка положительного героя, чрезмерно обращают внимание на то, чтобы он был образцовым и как результат ребенок выбирает провокативное поведение с целью показать значимость нехорошести. Данный мотив поведения говорит о том, что ребенку необходимо, не навязывая, предоставлять разные способы взаимодействия с окружением, чтобы ребенок самостоятельно выбрал тот путь, то есть осознал неэффективность, к примеру, злого серого волка в сказе «Три поросенка» и разбойников в «Снежной королеве». Эмоциональные маячки по ходу повествования ребенка будут говорить о значимости тех ли иных событий или выявление аналогии с своим собственным поведением.
Анализ выбранной сказки, сюжета и повествования начинается с определения психологически значимых для ребенка тем, к примеру, в сказке колобок ребенок ярко живо выделяет тему самостоятельности колобка, как он убежал от деда с бабкой, то соответственно тема самостоятельности для ребенка является наиболее значимой. Или, например, ребенок акцентирует внимание на взаимоотношениях деда с бабкой, то скорее это будет говорить о значимости внутрисемейного общения, возможно о наличии конфликтов или об особенностях полоролевого распределения функций в семье. Далее стоит обратить внимание на то, какой из наиболее симпатичных героев сказки наиболее конфликтный, какие стратегии поведения он использует, какие выводы ребенок сделал, исходя из полученного в сказке опыта. Стоит обратить внимание на аффективные заряды, проявляемые в сказке, то есть бурные эмоциональные реакции, сопровождающие рассказ, это скорее будут свидетельствовать о сужении поля сознания на травматическом переживании. Любой аффект как бурю стоит переждать, направить на интеллектуальную деятельность. Предложить ребенку представить, что его состояние это буря в море, можно сесть на берегу и любоваться как волны набирают силу, вбирая воздух и неистово обрушиваются на берег, разбрызгиваясь соленостью волн в разные стороны. В данном случае используется метафоротерапия, то есть состояние аффекта визуализируется, затем производится диссоциация самого человека и его состояния. В результате человек легче переживает сильные внутренние переживания. Данную визуализацию можно использовать в любых ситуациях, кода наблюдается аффект как со взрослыми так и с детьми [7].
Принципы работы метафоротерапии заключаются в том, что при изменении контекста или рамок восприятия конкретной ситуации изменяется отношение к этой ситуации. К примеру, при работе со страхами важно, чтобы ребенок визуализировал свой страх, представил его, описал, назвал. Можно его нарисовать, придумать для него историю. Сам факт того, что ребенок его определил, назвал, придумал про него что-то является коррекционным, так как он с ним что-то делает, то есть страх отделяется от него. Он становится принадлежащим ему, он чувствует власть, что с ним можно что-то сделать. Агрессия также может быть визуализирована, нарисована в виде образа, ребенок может его назвать и придумать про него историю. Очень важно, чтобы история содержала дружбу с этим существом, то есть ребенок или какой-либо другой персонаж сказки его кормит, приручает, играет, учит плавать. Дело в том, что если образ страха или агрессии будут сидеть в решетке или утопленным или умерщвленным означает, что на бессознательном уровне ребенок подавляет эти чувства. Необходимо с этими чувствами «дружить», направлять. Агрессию в игру, можно придумать матершинный стаканчик, место для проявления агрессии, как то подушка для битья. То есть очень важно, чтобы был уголок для проявления этих чувств. Любое подавление чревато тем, что пружинка рано или поздно распустится и проявится в виде аффекта, чрезмерной нервозности, в отчаянных поступках, панике и т.д.
Средствами метафоры можно активизировать потенциал обучения у детей. Можно вспомнить с каким упорством малыш встает и падает, старается сделать первый шаг и какое ликование, когда получается. И каждый раз снова и снова. Данные воспоминания показывают естественный путь развития каждого человека, без падения не получится первый шаг. А почему ребенок хочет встать, это множество новых ощущений, есть возможность вертикально увидеть путь к интересующему предмету, каждый предмет видится совсем по-иному, а значит, появляется множество предметов, к которым захочется добраться стоя. Или к примеру, каждый помнит как первый раз брал розу и уколол палец. Таким образом, чтобы ощутить красоту приходиться иной раз уколоться, чтобы в следующей раз быть осторожней. То есть к каждой конкретной проблеме человека можно подобрать необходимую метафору и это поможет найти ресурс для её разрешения, поможет посмотреть на ситуацию в несколько ином контексте[4].
Поэтому для подбора необходимой метафоры необходимо выделить объединяющую мысль, подобрать подходящий образ для этой мысли с соответствующим чувством и отразить в образе эту мысль в ином контексте. Ниже представлю вниманию притчи, которые могут пригодится в качестве метафоры в работе психолога и педагога.
СНЕЖИНКИ
Шёл снег. Зимой это дело обычное. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки не спеша кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
– Как хорошо лететь, наслаждаться полётом.
– Мы не летим, мы просто падаем, – отвечала грустно вторая.
– Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало.
– Нет, мы летим навстречу гибели,а на земле нас просто будут топтать.
– Мы станем ручьями и устремимся к морю, мы будем жить вечно, – сказала первая.
– Нет мы растаем и исчезнем навсегда, – возражала другая.
Наконец им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.

ИСТИННЫЕ ЗНАНИЯ

Однажды школьный Учитель пришел к очень уважаемой Учительнице и обвинил ее в том, что ее метод обучения абсолютно алогичен, что это какая-то безумная болтовня, и в некоторых других вещах такого рода. Учительница достала из своей сумки драгоценный камень. Она указала на магазинчики торгового центра и сказала:
— Отнеси его в магазины, где продают изделия из серебра и батарейки для часов, и посмотрим, сможешь ли ты получить за него сотню золотых фунтов.
Школьный Учитель перепробовал все, что мог, но ему предлагали не больше чем сотню серебряных пенсов.
— Отлично, — сказала Учительница. — А теперь пойдите к настоящему ювелиру и посмотрите, что даст вам он за этот камень.
Школьный Учитель отправился в ближайший ювелирный магазин и был несказанно удивлен, когда ему вдруг предложили десять тысяч золотых фунтов за этот камень.
Учительница сказала:
— Вы пытались понять природу тех знаний, которые я даю, и мой способ обучения точно так, как торговцы серебром пытались оценить этот камень. Если вы хотите уметь определять истинную ценность камня, станьте ювелиром.

ПИЩА ДЛЯ УМА

Приближался полдень. Сократ отправился на прогулку за пределы Афин. Он остановился отдохнуть около верстового столба где-то в пяти милях от города.
У правого бедра философа висела небольшая котомка. И он размышлял — открыть её сейчас или повременить В ней лежал его ланч. Она была собрана его женой, потому что в те времена было принято готовить ланч для своих мужей.
Его ум принялся за работу. Сократ совершенно точно знал, что лежит внутри. Это была его любимая еда – греческий салат. Он начал представлять перед своим мысленным взором его ингредиенты.
Сначала он увидел в нём кусочки свежих, сочных и ярко-красных средиземноморских томатов. Он представил себе, как он берёт в рот кусочек, внимательно следя за тем, чтобы сок не брызнул на его тогу.
Потом он подумал о пикантном, солоноватом вкусе олив. Он практически ощущал, как перекатывает их во рту, а затем медленно надкусывает и выплевывает косточки, пытаясь попасть в летающих вокруг москитов.
Он представил острый вкус кусочков красного лука и прохладную свежесть нежнейших огурцов.
Сверх этого, он добавил мысли о густом овечьем сыре, солёном и тающем во рту, и всё это полито лучшим, чистейшим оливковым маслом Аттики. Достаточно было только подумать об этом, чтобы у любого потекли слюнки!
Он решил-таки приняться за ранний ланч, но как только он наклонился к своей сумке, с дороги сошёл путник и направился к нему.
— Приветствую тебя, мой друг. Не мог бы ты сказать, правильной ли дорогой я иду в Афины?
Сократ ответил, что он идёт верной дорогой.
— Держись протоптанного пути. Это большой город, ты не сможешь пройти мимо.
— Скажи мне, — спросил путник, — каковы люди Афин?
— Что ж, — ответил Сократ, — расскажи мне, откуда ты пришёл и какие люди там живут, а я расскажу тебе о людях Афин.
— Я из Аргоса. И я горд и счастлив сообщить тебе, что люди Аргоса — самые дружелюбные, счастливые и щедрые люди из всех, кого я когда-либо знал.
— Я счастлив обрадовать тебя, мой друг, — сказал Сократ, — Люди Афин точно такие же.
Путешественник отправился своей дорогой, а Сократ остался около верстового столба. Этот разговор заставил его почувствовать радость и удовольствие от доброты и гуманности окружающего мира. Поэтому его мысли тут же обернулись к фляге, которая висела у его левого бедра. Он стал размышлять, должен ли он пить, так как ещё только утро. Но мысль о прохладном и освежающем местном вине была очень соблазнительной. Он только представил, как берет флягу в руки и делает долгий и освежающий глоток амброзии, которая ласково согревает горло, как ещё один путник сошёл с дороги.
— Приветствую тебя, мой друг. Правильной ли дорогой я иду в Афины?
Сократ подтвердил, что дорога верна.
— Иди прямо. Это большой город, ты не сможешь пройти мимо него.
— Скажи мне, — спросил путник — каковы люди, живущие в Афинах?
— Что ж, — улыбнулся Сократ, — скажи мне, откуда ты и какие люди там живут, а я расскажу тебе о жителях Афин.
— Я из Аргоса, — ответил путешественник, — и мне очень неприятно говорить тебе об этом, но жители Аргоса самые нечестные, скупые и недружелюбные люди из всех, кого я когда-либо встречал.
— Мне жаль разочаровывать тебя, мой друг, — произнес Сократ, — но жители Афин точно такие же.

СУХИЕ ЛИСТЬЯ

Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец, все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада.

Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение Мастера Лин-чи, который считался непревзойденным знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись, и воцарилась тишина. Лин-чи ответил:
— Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мёртв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.

Когда листья принесли и разбросали, ветер начал играть ними. Шорох листьев — и сад ожил!

Мастер сказал:
— Теперь всё в порядке. Ваш сад прекрасен, но он был слишком ухожен. Искусство становится величайшим, когда не обнаруживает себя.

БЕЛЫЙ ЛИСТ

Пришло время Мастеру проверять своих учеников. Он позвал троих, взял белый лист бумаги, капнул на него чернила и спросил:
— Что вы видите?
Первый ответил: «Чёрное пятно». Второй: «Кляксу». Третий: «Чернила».
Монах заплакал и ушёл в свою келью. Позже ученики спросили:
— Почему вы плакали?
Монах сказал:
— Никто из вас не увидел белого листа.

БРЮЗГА

Один человек постоянно поносил и бранил окружающих. Однажды, из-за пустяка он сцепился с монахом. Как и прежде он поливал его грязью и кричал в неистовстве всевозможные ругательства, на что монах, молча выслушав его, сказал:
– Да, пожалуй ты прав, но как же столь непорочный человек, как ты, может вообще иметь дело со столь нечестивым монахом. А может, если ему абсолютно нечего сказать благопристойного о других, то это есть наилучшая характеристика его самого, ибо возможно ли среди вороха гнилых плодов, одному остаться по прежнему зрелым и сочным.
Тогда злившейся человек в сомнении замолчал и ушел, и с тех пор больше никого старался не беспокоить.

ПОЛНАЯ ЧАША

Однажды философ пришел к Мастеру.
-Я хочу познать твое учение.
Тогда Мастер поставил на стол пустую чашку и стал медленно наливать в нее чай. Налив ее до краев Мастер достал кувшин с прохладной водой и стал лить ее туда же.
-Глупец! – воскликнул философ – Разве ты не понимаешь, что тратишь воду зря?
-Это чашка – ты сам. – отвечал ему Мастер – И я не смогу наполнить тебя своим учением, пока ты не полностью не опустеешь…
Литература
1. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции [Текст]/ Карл Густав Юнг / Пер. с нем. В. Зеленского. – СПб.: Издательский дом «Азбука – классика», 2007. – 240 с.
2. Юнг, К.Г. Архетип и символ [Текст]/ Карл Густав Юнг. – Издательство “Ренессанс” СП “ИВО-СиД”, 1991. – 208 с.
3. Юнг, К.Г. Aion [Текст]/ Карл Густав Юнг [Текст]/ / Пер. с англ., лат., – М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер”, 1997 – 336 с., серия “Актуальная психология”.
4. Эриксон, М. Мой голос останется с вами [Текст] / Милтон Эриксон. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 304 с.
5. Стайн, М. Юнговская карта души [Текст]/ Мюррей Стайн. – М.: Когито-центр, 2010. – 256 с.
6. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем [Текст]/ Р. М. Ткач. – СПб.: Речь, 2011 – 118 с.
7. Стишенок, И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем [Текст]/И.В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2010 – 141 с.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

3 ответа к “Метафоротерапия в работе учителя”

Последние два пункта точно мимо! Никаких особых привилегий не наблюдаю, да и стереотип типичного физрука дает знать, у многих еще еще ассоциируется перегар и свисток на шее. А вот на счет графика работы и отпуска соглашусь полностью, многие знакомые завидуют.

Извините, я не совсем поняла, о каких привилегиях идет речь? Метафоротерапия – инструмент учителя в той мере, в которой он умеет им пользоваться, он не дает никаких привилегий, просто помогает выстраивать коммуникацию с детьми грамотно!

Общеизвестно, что постоянная умственная работа способствует продлению жизни в высоком качестве. Почти все ученые доживают до преклонных лет, почти до самой смерти не прекращая работу и сохраняя светлый ум. Обратите внимание на учителей – многие неплохо себя чувствуют и работают до глубокой старости!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.