Детская агрессия

Детская агрессивность довольно распространенное явление. Проявляется агрессия еще в раннем детском возрасте и чаще всего является бессознательной. По мере взросления ребенка агрессия становится более осознанной и управляемой. В норме уже к первому классу у ребенка должно быть сформировано умение «ментализировать» агрессию, умение выразить её словесно без использования обидных слов, поддерживающих источник конфликта. Способность не подавлять агрессию, а выражать через вербализацию, – одно из основных умений человека, не прибегающего к последним действиям – физической расправе.

Данное умение развивают родители, начиная с раннего возраста.
Поддерживающим фактором высокого уровня агрессивности у ребенка чаще служат родители, которые подавляют агрессивные импульсы, а не обучают способам её речевого отреагирования. Важно понимать, что агрессивные импульсы в подавленном состоянии формируют снежный ком чувств – чувство одиночества, озлобленности от непонимания, обиды. В этом случае ребенок выражает чувства спонтанно, необоснованно, он импульсивен, раним, использует способы физической расправы – дерется, кусается. В поведении такого ребенка можно обнаружить провокационное поведение. То, что в ребенке вызывает агрессию, он старается использовать во взаимодействии с другими, чтобы выявить иные реакции. Чаще родители и окружение близких людей реагируют также по-детски, обижаясь, озлобляясь на ребенка, ощущают свое бессилие. И, в конечном итоге, ребенок так и не обнаруживает иного типа реагирования. Находясь в вакууме негативных чувств, еще больше отдаляется и замыкается. Помочь в этой ситуации может психолог, обучая приемам отреагирования агрессии, как взрослых так и детей, учит уважать чужие границы и сохранять свои, помогает придти к пониманию импульса, вызвавшего агрессию, учит направлять его в русле разрешения конфликта, где нет победителей и побежденных.

Таким образом, родители не обучают справляться с агрессией, а обучают подавлять её, учат действовать импульсивно в её отреагировании, и винить себя за это. На пути к осознанному упорядоченному, а не хаотичному существованию, следует уже в песочнице обучать детей видеть собственные границы личности и уважать чужие, формировать навыки взаимодействия – обмена игрушками, сотрудничества в совместной деятельности.

Еще одним условием, способствующим “накоплению” агрессии у детей раннего возраста является наличие требований со стороны родителей, не соответствующих возрасту. К примеру, кушать самостоятельно, убирать за собою, находиться долго без непосредственного контакта с матерью. В этом случае ребенок чувствует, что не может справиться, замыкается, теряет связь со своими чувствами. Контакт с чувствами формируется через эмпатию и сопереживание со стороны матери. К примеру, как только ребенку исполнилось 3 года, мама оставляет ребенка на попечение бабушки (в то время как до 3-х лет находилась вместе с ребенком неразрывно), считая, что выход на работу этому обоснование, и встречи по выходным компенсируют долгое отсутствие. В связи с отсутствием эмпатического контакта с матерью, ребенок ощущает ненужность, брошенность, и одновременно с этим могут проявляться импульсивные вспышки агрессии и протеста. Это не только ведет к “невротизации”, но и устойчивому формированию агрессивности  у ребенка.

В связи с этим, наибольшая роль, при терапии агрессивности, принадлежит работе с матерью и её чувствами. Совместные занятия с психологом формируют и закрепляют те моменты близости и эмпатического контакта с матерью, которые позволяют укрепить их связь, и дают возможность обучить навыкам сотрудничества и взаимодействия, а также пара учится использовать агрессивные импульсы для формирования и сохранения границ во взаимодействии.

Агрессия является неоценимым источником развития словесно-логического мышления и фактором развития речи. Подавляя агрессию, родитель способствует в раннем возрасте задержке психоречевого развития, в более взрослом состоянии при наличии дополнительных факторов способствует формированию «насильственного» поведения.
Компоненты, на основе которых формируется отыгрывание агрессивного поведения (насильственных действий):
• чувство неполноценности, приобретенное в детстве;
• ощущение себя непризнанным, пренебрегаемым, презренным;
• замкнутость, личностная закрытость;
• богатый мир фантазий, который служит компенсацией разочарования;
• моторная идентификация (очень тонкий процесс, посредством которого человек учится жестам на бессознательном уровне, наблюдая за выполнением жестов другим человеком).
Насильственные действия изучаются неосознанно – при просмотре фильмов или видео. Отождествляя себя с героем, человек посредством зеркальных нейронов изучает последовательность действий. И в состоянии диссоциации, то есть когда человек не ассоциирует свое собственное поведение с самим собой, выученные моторные схемы могут быть активированы.
Понимая возможные исходы неграмотного поведения родителей, стоит обратить внимание и более активно обучать ребенка способам вербального отреагирования агрессии, учиться видеть агрессивные импульсы ребенка, понимать, с чем они связаны и направлять их в более конструктивное русло без победителей и побежденных, а варианте взаимного уважения и сотрудничества.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Один ответ к “Детская агрессия”

Если у ребека есть проблемы с неврологией, он не совсем здоров или хочет спать, избегайте больших детских компаний. Обилие новых людей или переизбыток ярких ощущений могут толкнуть малыша на нехарактерные для него проявления агрессии, и справиться с собой он не сможет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.