Одной из наиболее часто волнующих родителей тем является тема страхов. Природу детских страхов порою родителям сложно понять, чего можно боятся в темноте, почему страх сковывает при общении. Отношение к страхам одно- их нужно побороть, преодолеть, необходимо перестать бояться. Но именно таким подходом родители вредят ребенку и усугубляют ситуацию, формируя тревожность у ребенка, транслируя послание: “С тобою не все в порядке, будь бесстрашным”. Для бессознательного ребенка это звучит так: “Не доверяй себе! Не слушай себя”. В конечном, итоге, эта мысль может стать одной из основных, и ребенок будет ждать неких предписаний, как верно, правильно, будет стараться “невротически” соответствовать ожиданиям окружающих. Самое страшное, что ребенок не будет самим собою!
Итак, первое правило, все чувства ребенка естественны и имеют право быть, со страхом НЕЛЬЗЯ бороться.
Правило второе, ребенка важно научить страхом управлять. Страх зачастую очень естественен, например, страх публичных выступлений. Задача взрослого научится собираться на волне страха и использовать его, направляя ход мыслей. Или страх опасностей, который помогает их избежать и активизирует мозговую деятельность и телесную саморегуляцию.
Правило второе, стоит обратиться к специалисту, чтобы определить природу страха. Есть страхи возрастные, есть страхи диссоциированные, есть невротические. К возрастным страхам можно отнести, до 7 лет страх темноты, с 7 лет – страх смерти, потери близких. В таблице ниже приведены виды страхов, характерные для детей того или иного возраста, и отмечены они смайлами.
Диссоциированные страхи также в варианте нормы и встречаются часто, но представляют собою не ассоциированную с самим собою фантазию, к примеру, ребенок воображает, что в темноте кто-то есть. Для работы с данным видом страха психолог предлагает изобразить – слепить, нарисовать того, кого ребенок видит в темноте. Предлагает назвать его, спрашивает о нем, интересуясь им, предлагает способы контакта с ним. С некоторыми детишками можно собрать целую коллекцию страхов, с которыми он дружит. Распространенное мнение о том, что страх нужно сжечь, выкинуть, посмеяться над ним, не является терапевтическим приемом, так как ребенок подавляет диссоциированное содержимое бессознательного. Суть метода заключается в том, чтобы собрать расщепленные части психики, осознать и приручить. Когда ребенок изображает страх, называет его, он им овладевает, а когда он с ним подружится, то страх совсем потеряет над ним власть.
Опасность диссоциированных страхов в том, что они могут стать фобией, фобия является неосознаваемым глубинным чувством, вызывающим паническое состояние, на нем сконцентрирована в тот момент времени вся психическая жизнь человека, идет мощнейший выброс соответствующих гормонов на определенный раздражитель. Избавиться от фобий гораздо сложнее. Для этого потребуется арсенал средств и глубинный анализ причин появления данной фобии.
Невротические страхи относятся к разряду симптомов складывающегося невроза и формируются как результат соответствующего отношения среды. Когда ребенок боится и чувствует вину просто так, когда нет особых причин, тревожится и не может найти ориентиры для действий и поведения. Это тревожное состояние, которое сопровождает ребенка постоянно, это личностный, а не ситуативный страх. Либо это возможно острое состояние страха, зафиксированное на чем-то дном – боязнь острого, грязного, машин и другого. В этом смысле сложно найти объяснение симптому, и вероятнее всего, это признак именно невротического страха.
Психолог помогает не только определить природу страха, его тип, но и скорректирует состояние, если это диссоцированный страх, обнаружит причины невроза, обозначит пути коррекции взаимоотношений и требований к ребенку, сформирует близкий эмпатический контакт с ребенком в плодотворном взаимодействии. А самое главное, помощь может быть оказана вовремя!
Название страха | Мальчики | Девочки | ||||||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | |
1. Остаться дома в одиночестве | ||||||||||
2. Нападения | ||||||||||
3. Заболеть, заразиться | ||||||||||
4. Умереть | ||||||||||
5. Смерть родителей | ||||||||||
6. Чужих людей | ||||||||||
7. Потеряться | ||||||||||
8. Мамы и папы | ||||||||||
9. Наказания | ||||||||||
10. Баба-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея ит.д. | ||||||||||
11. Страшных снов | ||||||||||
12. Темноты | ||||||||||
13. Животных | ||||||||||
14. Транспорта | ||||||||||
15. Стихийных бедствий | ||||||||||
16. Высоты | ||||||||||
17. Глубины | ||||||||||
18. Маленьких тесных помещений | ||||||||||
19. Воды | ||||||||||
20. Огня | ||||||||||
21. Пожара | ||||||||||
22. Войны | ||||||||||
23. Больших помещений, улиц | ||||||||||
24. Врачей | ||||||||||
25. Уколов | ||||||||||
26. Боли | ||||||||||
27. Резких громких звуков |
Один ответ к “Страхи у детей”
К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.