Волшебник Изумрудного города

Анализ сказки «Волшебник Изумрудного города»
Рекомендована для детей от 7 до 15 лет, основная тема сказки – формирование мировоззрения, представлений, именно поэтому латентный период в развитии ребенка по периодизации Фрейда наиболее пригоден для освоения культурных норм, ценностей, основных понятий, как «дружба», «честь», «любящее сердце», «мудрость».
Самый захватывающий сюжет сказки разворачивается после урагана, который унес домик. Дом как символ личности, привычных эго-защит и саморегуляции переместился в другом мире – мире ведьм и волшебства, этот потусторонний мир в сказке представляет бессознательное, там Тотошка умеет разговаривать, а значит очеловеченный инстинктивный образ собачки друга говорит о гармоничном сказочном образе, начинающим свой путь. Многочисленные ведьмы населяют этот мир, символическое значение ведьм предстает в женских образах, теневой анимы, скрывающей злые намерения, и светлой анимы, использующей магию для свершения добрых дел.
Путь в Изумрудный город наполнен приключениями, неприятностями, но каждая ситуация приносит новые знания, приносит новых друзей. Это прекрасная метафора жизненного пути. Интересен образ «Страшилы», с одной сороны, это пугало, предназначенное для огорода, его голова полна опилок, и заветное желание – приобрести мозги реализовывается во время приключений. Анализ данного образа говорит о том, что внешность не настолько значима для мудрого человека. Но в то же время достаточно искреннего глубокого самого заветного желания для того, чтобы его достичь и волшебство заключается лишь только в желании, а волшебник Гудвин всего лишь проекция желаемого. Гудвин – замечательный психолог, хитрец, собирающий проекции на себя и отражающий их во время неспоредственного контакта, тем самым создавая «инсайты», осознание исполнения желаний.
Образ железного дровосека очень актуальный для современности, символизирует персону, он весь железный, для человека не нашедшего свое сердце, окованного совокупностью социально- одобряемых ожидаемых репрезентаций , существование напоминает бесконечную, нескончаемую рубку деревьев. Именно поэтому дровосек мечтал о сердце, о настоящем, горячем человеческом сердце и, имея данные представления, по мере прохождения пути он находит его. Сила его желания неимоверно сильна, вера в необходимость его непоколебима и именно это привело. И как в случае со Страшилой, Гудвин играл лишь роль проекции, которая осознавалась Дровосеком.
Лев – царь зверей, не знающий о том, кто он. Лев искал самого себя, он был в поисках идентификации, обнаружения себя, своей смелости. По мере преодоления трудностей, достаточно было просто осознать её наличие у себя, природной своей силы.
Сочетание мудрости, несмотря на внешность, доброго сердца, несмотря на социально-одобряемые роли, смелости и силы, несмотря на отсутствие знания о своей природе спасительны для любого человека. Герои прививают верную систему ценностей, дают ориентиры, опознавательные знаки злых намерений, ненависти – как-то желание усыпить бдительность, спровоцировать действие инстинктивной природы, разрывающей на части. Для бессознательно образный язык сказок становится гораздо более понятным, чем любые словесно-логические выкладки.
Современный мир кишит разного рода магами, парапсихологами, астрологами, мудрецами. Понимая, что большинство ответов на адресованные им вопросы дорисовывает отщепленная спроецированная на них часть психики, усиливается вера в себя, в способность реализовывать свои искренние, самые заветные желания. А понимание безусловной ценности мудрости, любви, смелости позволяют ставить желания не в контексте болезненных стремлений общества, пусть и повсеместных – жажда денег и власти, а, исходя из глубоко человечных добрых побуждений. А в реализации этого нет границ и рамок, достаточно сильно желать это.
Сказка особенно рекомендована для детей неуверенных в себе, разуверенных в силе дружбы, привязанности и любви, с характерным социально- одобряемым, но противоречащим своей природе поведением, находящихся в поисках себя, ощущающих бессмысленность жизни. Именно поэтому сказка имеет столь широкий возрастной размах до 15 лет.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.