Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный

Русская народная сказка

некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Вдруг мать их унес Кощей Бессмертный. Старший сын и просит у отца благословенья искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал. Средний сын пождал-пождал, отпросился у отца, уехал и тоже без вести пропал. Младший сын, Иван-царевич, говорит отцу: “Батюшка! Благословляй меня искать матушку”. Отец не отпускает, говорит: “Тех нет братьев, да и ты уедешь: я с кручины умру!” — “Нет, батюшка, благословишь — поеду и не благословишь,-поеду”. Отец благословил.

Иван-царевич пошел выбирать себе коня: на которого руку положит, тот и падает; так и не смог выбрать себе коня, идет по городу, повесил голову. Ниоткуда взялась старуха, спрашивает: “Что, Иван-царевич, повесил голову?” — “Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет”. Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит: “Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?” Он и думает: “Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли мне она?” И говорит ей: “Вот, бабушка, не могу найти себе доброго коня”. — “Дурашка, мучишь-ся, а старухе не скажешь! — отвечает старуха. — Пойдем со мной”. Привела его к горе, указала, место: “Скапывай эту землю”. Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю; тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услыхал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал. Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал: “Благословляй и прощай, бабушка!” Сам сел и поехал.

Долго ездил, наконец доехал до горы; преболыпущая гора, крутая, въехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят — возле горы; поздоровались, поехали вместе. Доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: “Кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет”. Старшие братья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил камень на гору — и тотчас в горе показалась лестница. Он оставил коня, выдавил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит: “Если в стакане кровь почернеет, не ждите меня — я умер!” Простился и пошел. Зашел на гору — чего он не насмотрелся! Всякие тут леса, всякие ягоды, всякие птицы!

Долго шел Иван-царевич, дошел до дома: огромный дом! В нем жила царская дочь, тоже утащил ее Кощей Бессмертный. Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон и кричит ему: “Тут, смотри, у ограды есть щель, тронь ее мизинцем — и будут двери”. Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел спасать мать от Кощея Бессмертного. Девица говорит ему на это: “Трудно спасти мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный — убьет тебя. Ко мне он часто ездит; вон у него меч в пятьсот пудов, подымешь ли его? Тогда ступай!” Иван-царевич не только поднял меч — еще бросил кверху; сам пошел дальше.

риходит к другому дому, двери знает, как искать; вошел в дом, а тут его мать; обнялись, поплакали. Он и здесь испытал свои силы — бросил какой-то шарик в полторы тысячи пудов! Время приходит быть Кощею Бессмертному; мать спрятала его. Вдруг Кощей Бессмертный входит в дом и говорит: “Фу, фу! Русской костки слыхом не слыхать, видом не видать, а русская костка сама на двор пришла! Кто у тебя был? Не сын ли?” — “Что ты, бог с тобой! Сам летал по Руси, нахватался русского духу, тебе и мерещится”, — ответила мать Ивана-царевича, а сама поближе с ласковыми словами к Кощею Бессмертному, выспрашивает то, другое и говорит: “Где же у тебя смерть, Кощей Бессмертный?” — “У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть”. Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел.

Пришло время — Иван-царевич благословился у матери и отправился искать смерть Кощея Бессмертного. Идет дорогой много времени, не пивал, не едал, хочет есть до смерти и думает, кто бы попался… Вдруг волчонок он хочет его убить. Выскочила из норы волчиха и говорит: “Не тронь моего детища, я тебе пригожусь”. — “Быть так!” Иван-царевич отпустил волчонка, идет дальше — видит ворону. “Постой, — думает, — здесь я закушу!” Зарядил ружье, хочет стрелять, ворона и говорит: “Не тронь меня, я тебе пригожусь”. Иван-царевич подумал и отпустил ворону. Идет дальше; доходит до моря, остановился на берегу. В это время вдруг взметнулся щучонок и упал на берег; он его схватил, есть хочет смертно, думает: “Вот теперь поем!” Ниоткуда взялась щука, говорит: “Не тронь, Иван-царевич, моего детища, я тебе пригожусь”. Он и щучонка отпустил.

Как пройти море? Сидит на берегу да думает, а щука как будто узнала его думу, легла поперек моря, он и прошел по ней, как по мосту; доходит до дуба, где была смерть Кощея Бессмертного, достал ящик, отворил — заяц выскочил и побежал. Где тут удержать зайца! Испугался Иван-царевич, что отпустил зайца, призадумался, а волчонок, которого не убил он, ринулся за зайцем, поймал и несет к Ивану-царевичу. Он обрадовался, схватил зайца, распорол его и как-то оробел, а утка выпорхнула и полетела. Он стрелял, стрелял — мимо! Задумался опять. Ниоткуда взялась ворона с воронятами — и за уткой; поймала утку, принесла Ивану-царевичу. Царевич обрадовался, достал яйцо; пошел, доходит до моря, стал мыть яичко да и уронил в воду. Как достать из моря? Безмерна глубь! Закручинился опять царевич, вдруг море встрепенулось — и щука принесла ему яйцо, а потом легла поперек моря. Иван-царевич прошел по ней через море и отправился к матери; приходит, поздоровались, и она его опять спрятала.

Прилетел Кощей Бессмертный и говорит: “Фу, фу! Русской костки слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!” — “Что ты, Кощей? У меня никого нет”, — отвечала мать Ивана-царевича. Кощей и говорит: “Я что-то занемог!” (А Иван-царевич пожимал яичко: Кощея Бессмертного от того коробило.) Наконец Иван-царевич вышел, показывает яйцо и говорит; “Вот, Кощей Бессмертный, твоя смерть!” Тот на коленки перед ним и говорит: “Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен”. Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко – и Кощей Бессмертный умер.

зяли они, Иван-царевич с матерью, что было нужно, пошли на родиму сторону. По пути зашли за царской дочерью, к которой Иван-царевич заходил, взяли и ее с собой. Пошли дальше; доходят до горы, где братья Ивана-царевича ждут. Девица говорит: “Иван-царевич! Воротись ко мне в дом: я забыла подвенечное платье, бриллиантовый перстень и нешитые башмаки”. Между тем он спустил с горы мать и царскую дочь, с которой они условились дома обвенчаться; братья приняли их да взяли спуск и перерезали, чтобы Ивану-царевичу нельзя было спуститься; мать и девицу угрозами уговорили, чтобы дома про Ивана-царевича не сказывали. Прибыли в свое царство; отец обрадовался детям и жене, только опечалился об Иване-царевиче.

А Иван-царевич воротился в дом своей невесты и взял обручальный перстень, подвенечное платье и нешитые башмаки. Приходит на гору, метнул с руки на руку перстень, и явилось двенадцать молодцев, спрашивают: “Что прикажете?” — “Спустите меня вот с этой горы”. Молодцы тотчас его спустили. Иван-царевич надел перстень — их не стало. Пошел он в свое царство, приходит в тот город, где жили его отец и братья, остановился у одной старушки и спрашивает: “Что, бабушка, нового в вашем царстве?” — “Да чего, дитятко! Вот наша царица была в плену у Кощея Бессмертного; ее искали три сына, двое нашли и воротились, а третьего, Ивана-царевича, нет и не знают где. Царь кручинится о нем. А эти царевичи с матерью привезли царскую дочь, и старший жениться на ней хочет, да она сначала посылает его куда-то за обручальным перстнем или велит сделать такое кольцо, какое ей надо; уж кличут клич, да никто не выискивается”. — “Ступай, бабушка, скажи царю, что ты сделаешь, а я пособлю”, — говорит Иван-царевич.

таруха прибежала к царю и говорит: “Ваше царское величество! Обручальный перстень я сделаю”. – “Сделай, сделай, бабушка! Мы таким людям рады, — говорит царь, — а если не сделаешь, то голову на плаху”. Старуха перепугалась, пришла домой, заставляет Ивана-царевича делать перстень, а Иван-царевич спит, мало думает — перстень-то готов! Он шутит над старухой, а старуха трясется вся, плачет, ругает его: “Вот ты, — говорит, — сам-то в стороне, а меня, дуру, подвел под смерть”. Плакала, плакала старуха и уснула. А Иван-царевич встал поутру рано и будит старуху: “Вставай, бабушка, да ступай, неси перстень, да смотри: больше одного червонца за него не бери. Если спросят, кто сделал перстень, скажи: сама, на меня не сказывай!” Старуха обрадовалась, снесла перстень; невесте понравился. “Такой, — говорит, — и надо!” Вынесла ей полное блюдо золота, а она взяла один только червонец. Царь говорит: “Что, бабушка, мало берешь?” — “На что мне много-то, ваше царское величество! После понадобятся — ты же мне дашь”. Сказала это старуха и ушла.

Прошло некоторое время — вести носятся, что невеста посылает жениха за подвенечным платьем или велит сшить такое, как ей надо. Старуха и тут успела (Иван-царевич помог), снесла подвенечное платье. После снесла нешитые башмаки, а червонцев брала по одному и сказывала: эти вещи сама делает. Слышат люди, что у царя в такой-то день свадьба; дождались и того дня. А Иван-царевич старухе приказал: “Смотри, бабушка, как невесту привезут под венец, ты скажи мне”. Старуха время не пропустила, Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, выходит: “Вот, бабушка, я какой!” Старуха в ноги ему: “Батюшка, прости, я тебя ругала!” — “Бог простит!” Приходит в церковь, а брата его еще не было. Он стал в ряд с невестой, их обвенчали и повели во дворец. А по дороге попадается жених — старший брат; увидал, что .невесту ведут с Иваном-царевичем, и со стыдом обратно!

Отец обрадовался Ивану-царевичу, узнал о лукавстве братьев и, как отпировали свадьбу, старших сыновей отослал в ссылку, а Ивана-царевича сделал наследником.

АНАЛИЗ СКАЗКИ

Сказка актуальна для детей и взрослых. По мере осознания сказки, дети на языке образов получают ответ, как относиться к жажде наживы, самовозвеличивании и приносят ли деньги бессмертие. Понимая образный язык сказок, взрослые обнаружат способ борьбы с нарциссизмом и путь профилактики. Тема “нарциссизма” на сегодняшний день одна из самых актуальных, но мало, кто имеет представление, как его избежать. Главная проблема нарцисса – “казаться, а не быть”, в современном мире достаточно условий, чтобы казаться успешным – иметь машину определенной марки, высокооплачиваемую работу, семью, как минимум из двоих детей, и желательно пользоваться благами бизнес-класса, или класса premium.  Возможно, и просто быть в чем-то “выше”, или сиюминутно, находя свое превосходство и, подчеркивать его. Чего на самом деле хочет человек, о чем мечтает, приносит ли удовольствие работа, складываются ли отношения с женой, есть ли любовь в отношениях, на эти и многие другие вопросы, нарцисс ответит утвердительно, хотя в глубине души, искренне, не лукавя, он может признать, что часто испытывает удушающее чувство пустоты, отсутствие теплых живых чувств, нарцисс без бахвальства и ощущения себя на высоте часто глубоко несчастен, потому как даже и не имеет опыта “иного” общения, любви и близости.

Счастлив ли Кощей, что над златом чахнет!? Его душа, его чувства порабощены, они находятся в плену его несметных сокровищ. Мать и девица в сказке символизируют аниму – душу, ни одна ни другая не хотят ему служить, их мечта возвратиться, жить на свободе настолько сильна, что только из страха перед силой и кажущимся бессмертием они прислуживают ему. Во внутрипсихической жизни нарцисса душа находится в порабощении, она прислуживает человеку, но не ведет его.

Иван – герой, прокладывающий путь из царства в  потусторонний мир, ищет коня. Конь символизирует инстинктивную составляющую. Да вот беда, коня не может подобрать. Старуха знает, где конь. Старуха как символ архетипа природы предлагает копать землю на горе, метафорическим языком предлагает углубиться в ощущения, снять запреты в виде замков, углубиться в инстинкты. Иван находит своего коня, седлает его, то есть управляет им, накидывая уздечку ума.

Впереди Ивана ждет множество не только испытаний, но и достижений. Первое – это гора, но не забраться на неё надо, а забросить камень. Другими словами, в сказке сказано, находясь на пути достижений, не обязательно шаг за шагом идти в гору, для начала поставь цель, представь, что уже достиг её, создай необходимые контакты, тут лестница и появится.

В лесу ограда, возле которой ходил Иван, девица подсказала, как найти дверь, необходимо тронуть мизинцем. Мизинец – частый символ в сказках, он символизирует маленькое вопреки грандиозному, большому. Душа говорит, используй малую силу для того, чтобы пройти сквозь убеждения. Поговорка “Маленький да удаленький”,  сказка “Мальчик-с-пальчик” показывает, насколько не раздутое эго и маленькое самомнение способны приносить успех. Раздутое самомнение ни  через одну ограду не пройдет.

Мать найти сложно, надо меч поднять. Другими словами, в сказке говорится, соизмерь свою силу с выбранной задачей, если можешь, то иди дальше. Приходит к матери, да узнает тайну о смерти кощеевой. Она хранится в яйце, как символе целостности. И это верно, нарциссизм представляет собой особую форму проекции бессознательного содержания на мир, где своя собственная грандиозность, всемогущество ложится на представления о себе, а ничтожество на окружение. Данный вид расщепленности погибает, потому как в основе лежит целостность, глубинная эмпатия к окружению и близость взаимодействия.

Обнаружение яйца – целый путь полный приключений, где Иван, основываясь на сочувствие, не убивает животных, несмотря на то, что голоден. Щука помогает перебраться через море, волчонок и ворона поймали зайца и утку, щука достала из пучины вод яйцо. Вода в сказке символизирует глубину чувств, именно поэтому смерть кощеева на острове, а яйцо в глубине вод. Кощея безжалостно убивают, нарциссизм, казалось бы приносящий бессмертие, погибает в глубине чувств и первозданной целостности.

Братья из зависти спуск с горы  уничтожают, в то время как Иван поскакал за перстнем, подвенечным платьем и башмаками царской дочери. Символически сказка говорит, что за горою в лесу после смерти Кощея появляется персона – особая репрезентация в обществе, уверенность – башмаки и идентификация – кольцо. Но чтобы это заполучить, Иван хитро при помощи старухи обошелся со своими братьями. Старуха, символизирующая природу, постепенно приносила на царский двор  и перстень и платье и башмаки, они были лучшие, потому что принадлежали самой природе, то есть и персона и идентификация и уверенность являлись не напускными, а истинными. Ивана узнали и он женился на царской дочери, соединился со своими чувствами.

Сказка особенно актуальна для мальчиков на стадии личностного становления, от 5 до 15 лет. Проживание, вчувствование в сказку дает глубинный путь воссоединения со своими чувствами, предостерегает от нарциссизма, дает мудрость на пути к успеху и счастью.

 

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Один ответ к “Кощей Бессмертный”

Прообраз Кощея использован в инструментальной композиции испанской нью-метал группы “Toundra” – “Koschei”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.