Нарушение привязанности

Банер рекламныйОдним из наиболее частых запросов мам являются затянувшиеся истерики ребенка при адаптации к детскому саду. Родители отмечают, что ребенок с трудом остается с кем бы то ни было, как бы интересно с человеком не было. В данной заметке хочу объяснить основные причины этого и возможные пути коррекции.
В психологии есть понятие “нарушение привязанности”, когда ребенок испытал травму потери. Для благополучного развития, психоэмоционального прежде всего, очень важно формирование устойчивых отношений с матерью. Когда в первые годы жизни ребенок уверен в том, что его желания будут удовлетворены, эмоции найдут выход. Ребенок нуждается в человеке, который примет любые эмоции и чувства, важно, чтобы состояние способствовало развитию. Если ребенок обнаруживает в ранний период жизни (от 0 до 3 лет) чувство брошенности, ненужности, то может возникнуть травма потери. Травма потери часто сопровождается стрессом для ребенка, когда тревога постепенно нарастает от того, что другой человек не может “контейнировать” (принимать) эмоции ребенка в силу холодности и отчужденности, либо в связи с тем, что сталкивается с непреодолимыми барьерами в реализации своих потребностей (в связи с продолжительной фрустрацией).
С целью предостеречь от подобных травмирующих переживаний детей необходимо соблюдать несколько простых правил, которые важно использовать, когда мама собирается оставить малыша даже на непродолжительное время с другим человеком.
Первое, человека стоит оставлять с малышом открытого и добросердечного, способного к выражению своих эмоций и чувств, умеющего справиться с эмоциями малыша, сохраняя центрированное состояние глубинного спокойствия.
Второе, человеку должно быть известно, как действовать, чем кормить, что одевать и другие бытовые мелочи, которые могут занять очень много времени, в то время, как чужой для ребенка человек должен решать другие задачи.
Третье, важно, чтобы материнское присутствие чувствовалось буквально во всем. Детский психоаналитик Виниккотт ввел такое понятие как “переходный объект”, то есть любая вещь, звук, фраза, интонация, которые вызывают определенное психологическое состояние, либо создают проекцию позитивного материнского отношения Важно, чтобы человек использовал эти вещи, фразы (мамин халатик, мамину песенку и т.д.). При этом важно не подражать, а играть с этим, также как делает это ребенок. В одной достаточно благополучной семье, бабушка использовала подушку, наряжая ее в мамино платье, везде брала её с собой. Таким образом, с мамой спали, ели, играли, а еще больше радовались, когда она приходила домой.
Четвертое, человек должен уметь быстро и умело переключать внимание малыша на значимые для него события. Уметь радоваться и смотреть на мир глазами ребенка – одно из основных в воспитании детей.
В случае если травма произошла, очень важно вернуть прежнее безопасное состояние, восстановить “порвавшиеся нити”. Часто родитель не замечает, как это происходит и не знает, что восстанавливать. Он узнает о наличии травматических переживаний значительно позже, когда окончательно выходит на работу, отправляя свое чадо в детский садик. В этом случае восстановить поврежденную связь поможет психолог. Организовывая совместную деятельность, психолог поможет восстановить эмоциональную связь с ребенком, научит родителя справлять со своими эмоциями и эмоциями детей экологично, не подавляя и давая им в приемлимом русле найти свое выражение.

Ликсонова Эльвира

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.