Тонкая материя чувств

Банер рекламный

В одной румынской сказке “Кошка”, тщательно проанализированной Марией Луизой фон Франц, сюжет разворачивается в связи с поиском тончайшего льна, способного пройти сквозь игольное ушко. Недаром ученица К.Г. Юнга назвала эту сказку сказкой об освобождении феминности.  На языке бессознательных образов тончайшее льняное полотно обозначает тонкую материю чувств. В течение всей жизни каждый из нас ткет полотно чувств, у каждого выходит по-разному, грубее или тоньше. Как обучиться мастерству создания тончайшей материи чувств? На этот и другие вопросы, связанные с ним, отвечу в данной заметке.

Живое существо с момента появления обладает многообразием эмоций от ярости, отвращения до радости и благодарности. Все, чему учат нас наши родители, – обращаться с ними. Сначала родитель играет роль контейнера, вмещающего чувства и переживания ребенка, затем ребенок учится саморегуляции. Как принимать чувства ребенка? Как с ними справляться? Задаваясь этими вопросами, мы невольно ставим под сомнение нашу возможность делать это экологично,   психологически  грамотно. И это верно, потому как данная способность задается в раннем детстве нашими родителями и не совершенствуется,  пока не будет поставлена такая задача.

Многие родители подавляли агрессию и гнев, кто-то не научил радоваться, детей приучили быть безэмоциональными и чувства прятать глубоко внутри. В своих действиях человек руководствуется не чувством, а долгом, поставленным извне. Но человеческий долг в том, чтобы руководствоваться своими чувствами, прежде всего.   Человек нуждается в оздоровлении и исцелении, и чаще всего именно появление детей способствует поиску новых способов воспитания через собственное исцеление. И не возможно выразить ту радость, которая возникает от понимания, что каждое новое поколение может  быть гораздо более счастливым.

Появление ребенка его ставит перед родителями выбор, понимают они это или нет. Это выбор из двух альтернатив:

Первое, не менять стиль воспитания. Оставить чашу драгоценностей и находок, передающуюся из поколения в поколение, в покое, не пополняя.

Второе, искать возможности сделать своих детей счастливее. Пополнять чашу драгоценностей и находок, перебирать и устранять обычные камешки. Другими словами, освобождаться от ложных установок и негативных родительских предписаний.

Выбирая второй путь, родитель сталкивается с множеством вопросов, начиная с того, что правильно, а что нет, заканчивая ориентирами в развитии и воспитании.

Хочет человек или не хочет, но он чувствует, отзывается эмоциями на происходящее вокруг, а также на собственную активность. Но вот вопрос, находится он в контакте с чувствами или нет, какие решения принимает в связи с осознанием их, остается открытым до тех пор, пока человек не обнаруживает то, чему он был обучен. Большинство чувств, такие как агрессия, гнев, ярость, чаще подавлены  и  дают о себе знать в самый неподходящий момент.

Родителям нужен удобный ребенок, начальнику предсказуемый  подчиненный, государству управляемый  гражданин. Человек же нужен, прежде всего, самому себе. Отказываться от своей собственной природы, значит разделить себя на  части, одну – настоящую, спрятанную, подавленную  и  другую – угодную  родителям, социуму ,  государству. Сохранить цельное существование, бережно, тонко относиться к живой ткани чувств – задача мастера. Развить данное умение у детей – задача мудреца. Что нужно знать родителям для этого?

Первое, все чувства и эмоции имеют право быть и как любые природные проявления их важно учитывать, осознавать. Мать, которая понимает чувства и эмоции своего ребенка, формирует у него  наилучшее умение руководствоваться ими. Человек, находящийся в отрыве от своих чувств, чаще находится в депрессии, чувствует усталость, нежелание что-либо  делать. Человек, который из чувств что-либо делает, наполнен энергией, воодушевлен, активен.

Второе, несмотря на то, что принято делить эмоции на негативные и позитивные, стоит воспринимать их равнозначно необходимыми. Любые чувства  – это материал для создания тончайшего льна, если говорить языком метафор. И любая цветовая гамма эмоций создает многоликость  и разнообразие жизни и мира.

Третье, важно управлять своими чувствами. Чувства словно кони, либо везут нас в нужном направлении, либо скачут в разные стороны. Если мама умела справляться с гневом малыша, либо методом переключения внимания, либо принятием, то ребенку легче его пережить в более взрослом состоянии. Если она умела радоваться вместе с ним, то ребенок позднее не будет запрещать себе радоваться. Когда ребенок грустит, мама умеет принять грусть и проявить сочувствие. Когда ребенок переживает горе от неудачи, она способна поддержать. Когда он плачет, она не паникует, не истерит, а позволяет выйти слезам. Ребенок растет в гармонии со своими чувствами.

Когда мама целенаправленно формирует ожидания от ребенка, то ребенок, стремясь получить родительскую любовь, будет стремиться к этому в ущерб своей природе. Очень часто родители взваливают  на ребенка груз быть лучшим, счастливым, успешным, либо, что еще хуже, неосознанно воспитывает неудачника, говоря ему в запале  гнева: “Ты что совсем с ума сошел!” – это означает, что он уже сошел с ума; или, причитая, охая  и ахая говорит: “Горе ты мое луковое”. Мы не придаем значение этим фразам, но именно они влияют, ибо это  искренние, и, возможно, самые эмоциональные высказывания. Такие фразы запоминаются на всю жизнь. Позвольте себе вспомнить, что мы порою  не обращаем внимание на мелочи, а ребенок увидит малейшие изменения, заметит маленькие игрушки на витрине магазина, выражение глаз, отметит, как тикают часы. Родители, занятые, упрямо спешащие, озабоченные ,  не замечают главного, как жизнь утекает сквозь пальцы, не наполненная подлинным смыслом и многообразием  чувств.

Четвертое, не существует единых рецептов, схем, рекомендаций в управлении чувствами и эмоциями. Подлинно творческая натура человека как раз проявляется в этих умениях, методом проб и ошибок, наблюдения и эксперимента человек обнаруживает более тонкие способы управления. Мне не совсем нравится это слово “управление” относительно чувств и эмоций. Наиболее уместно говорить о мастерстве создания тонкой материи из природных нитей чувств, когда есть творец и природа его подлинности!

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.