Теремок

Теремок
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
– Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в теремке. Прискакала лягушка-квакушка:
– Теремок-теремок! Кто в
тереме живет?
– Я, мышка-норушка, а ты кто?
– А я лягушка-квакушка.
– Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. Прибежал зайчик:
– Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка, а ты кто?
– А я зайчик-побегайчик.
– Ступай к нам жить.
Стали они втроем жить. Прибежала лисичка:
– Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
– Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик , а ты кто?
– А я лисичка-сестричка.
– Иди к нам.
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
– Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
– Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а ты кто?
– А я волчок-серый бочок.
– Иди к нам жить!
Стали пятеро жить. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок остановился и заревел:
– Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
– Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок.
– А я медведь-косолапый!.
– Иди к нам жить.
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
-Я лучше у вас на крыше буду жить.
-Да ты нас раздавишь!
-Нет, не раздавлю.
-Ну так влезай!
Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить.
Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

АНАЛИЗ СКАЗКИ

Данная сказка актуальна для детей от 1 до 4-х лет. Основная тема сказки – строительство и разрушение теремка – достаточно символична. На языке бессознательного любой образ сказок или сновидческий образ содержит значение, некий смысл, стоящее за образом чувство. В этом контексте теремок имеет значение личности, некой структуры. Мышка нашла теремок, то есть некая непроизвольная активность привела к данной находке. Ребенок решает «там жить», то есть осваивать пространство, где появляется «множество» разнообразных непроизвольных инстинктивных (животных) активностей, неосмысленных для ребенка. Именно в это время ребенок действует импульсивно, обладает непроизвольной активностью, деятельность чаще всего имеет неосознанный интерес. Метафорически население теремка разными животными означает овладение неким поведением, ребенок «населяет» свою личность (символ теремка) характерным разнонаправленным неосмысленным поведением, в основе которого непроизвольный интерес. Мышка, символизирующая поисковое поведение, лягушка символизирующая речевую активность, зайчик кинестетическую, лисичка, символизирующая хитрость, волк, символизирующий «тень» постепенно населяют домик. В поведении ребенка это будет проявляться следующим образом: ищет, обозначает, исследует , думает об использовании предмета, роли. А затем осмысляет, определяет личностное значение. Медведь, как символ смысла, разрушает теремок. Разрушение теремка и с точки зрения логики закономерно – каждое животное больше другого по размеру (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь), с каждым разом животных становится больше. Также и с точки зрения бессознательной логики, в момент осмысления своей деятельности, появления медведя, набор разнородных непроизвольных активностей должен превратится в стройную осмысленную деятельность, заданную единой целью. В сказке этой целью будет строительство нового теремка, в этом смысле животные приобретают сознательность. Поисковая активность, речевая активность, кинестетическая, мысленная активность становятся системой активностей с осознанной целью. В этом смысле приводит к осознанной осмысленной человеческой деятельности. Переживание данной сказки ребенком можно обнаружить по следующим проявлениям: ребенок не просто чиркает карандашом по бумаге, не просто говорит, что просят, а рисует, чтобы показать, выразить, говорит, потому что имеет цель донести желаемое. Фактически весь период раннего детства ребенок реализует поисковую активность, кинестетическую, речевую как случайную, хаотичную, ребенок исследует, обнаруживая результаты своей собственной активности, удивляясь им, но как только он начинает делать это целенаправленно к 3- 4 годам, можно говорить об осмысленности и начале «личности».
Это сказка прекрасно на метафорическом, понятном для бессознательного языке показывает путь становления ребенка раннего возраста, готовит к переживанию кризиса 3 лет, когда ребенок способен самостоятельно делать что-либо с осознанной конкретной целью, а не находиться во власти непроизвольной хаотичной активности. Эта сказка показывает родителям, что переживание кризиса сопровождается «разрушением», но это естественное явление, в котором основная задача родителей поощрять самостоятельность, а значит способствовать осознанности и формированию целенаправленной деятельности. В психическом пространстве ребенка состояние «разрушения» проявляется в частых капризах ребенка, в это время ребенок разграничивает территорию, где его самостоятельность проявляется. Другое дело, что не каждый целенаправленный акт служит задачам созидания, это возможно и манипулятивный акт, поэтому при поддержке самостоятельности, не стоит поддерживать отдельные способы поведения. Ребенок будет стоять перед необходимостью поиска наиболее подходящих способов взаимодействия с миром и конкретными людьми, на метафорическом языке, в теремке живут «благородные животные», а не «нечисть».
Владение языком сказок и метафор позволяет легче донести до ребенка «простую» истину, также как и просто чтение сказок раскрывает ее на языке понятном для ребенка. Данная сказка особенно рекомендована для детей, страдающих гиперактивностью, для детей с нарушениями в поведении. Коррекционный потенциал сказки может быть настолько большим, насколько погруженность и эмоциональная вовлечённость ребенка и рассказчика велика, сказку стоит не просто читать, её можно проигрывать в куклах, по ролям и, даже не поясняя её смысл и содержание ребенку, коррекционный эффект может наблюдаться.

Ликсонова Эльвира Леонидовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, преподаватель кафедры педагогики и психологии.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.