Важнейшим условием воспитания успешных и счастливых является признание мира чувств и переживаний ребёнка. Признание необходимо любым значимым взрослым, тем, кто осуществляет функцию воспитания ребёнка, будь то родитель, бабушка, дедушка, опекун, воспитатель детского сада, учитель.
Для чего обращать внимание на чувства и эмоции детей?
Во-первых, ребенок обнаруживает своё собственное присутствие/существование посредством этого.
Во-вторых, понимает и осознаёт собственную значимость.
Если же родитель (воспитатель) внушает мысль, что ребёнок не соответствует его ожиданиям, он может почувствовать, что разочаровывает родителя, что над их отношениями нависла угроза. Связь с родителем (воспитателем) жизненна необходима, и чем меньше ребёнок, тем ужаснее для него потерять родителя.
Для того, чтобы сохранить отношения с родителем, ребёнок бессознательно для себя принимает решение интернализовать значимого взрослого. Другими словами, формирует в душе образ жёсткого неодобряющего родителя. В результате такой интернализации (“овнутрения”, перевода во внутрипсихический план) реальный родитель может восприниматься как добрый. От реального злого хочется убежать, но убежать значит для ребенка умереть. Ребёнок обманывает себя, чтобы справиться с внутриличностным конфликтом.
В дальнейшем такой человек будет ощущать себя недостойным каких-либо достижений и успехов, и это чувство будет выполнять роль защиты от потери отношений. Саммерс в своей книге «За пределами самости» о таких людях пишет: «Реальные отношения, освобождённые от многих негативных аспектов, могут способствовать развитию в некоторых сферах, однако ценой этого становится постоянное самообвинение и тенденция замечать со стороны других лишь критику и неодобрение». Негативная репрезентация, сохранившаяся с раннего детского возраста, в форме «обвинительных голосов» возникают в результате попытки сохранить свою целостность и в то же время удовлетворить другого в надежде на его любовь!