Бесконечные требования к ребенку или, Как себя остановить?

Довольно часто обращаются за психологической помощью родители, которые называют детей неуправляемыми, взрывными, непослушными. Когда узнаешь требования к ребенку, то начинаешь понимать, что и сам бы вряд ли с ними справился. Почему родители занимают критическую позицию в отношении ребенка? И как это влияет на внутренний мир ребенка, мир его души?

У каждого из нас были свои родители. При рождении малыша, хотим мы этого или нет, но воспроизводим способы воспитания. Осознавая неправильные подходы к воспитанию, родитель может их сознательно поменять, но на скрупулезный долгий труд способен далеко не каждый. И так или иначе модели родительских воздействий всплывают время от времени у каждого. Поэтому отвечая на вопрос, почему родители предъявляют бесконечные требования к ребенку, можно сказать просто – потому что так воспитывали их.

Нужно ли бороться с этим и как это остановить?  Ответ – НУЖНО обязательно. Произвести отбор верных  родительских убеждений и подходов – основная задача родителя. Помочь в этом может психолог.

Первое, и самое главное, любые нормативы в развитии ребенка являются очень усредненными. Точно определение среднестатистического дохода населения России по самому большому заработку и самому маленькому выходит усредненно неплохая сумма. Так и с нормами, которые формируются на результатах одаренных детей и детей с задержкой психического развития.

Второе, сравнение  как  инструмент воздействия на ребенка является одним из самых грубых методов воздействия, приносящих множество побочных эффектов. Внутренний мир души делится на две части: идеальную и ничтожную, в итоге расщепление приводит к тому, что  ребенок кочует от чрезмерно заниженной к чрезмерно высокой оценке и себя и других. Маятник раскачивается до такой степени, что ребенку сложно принять себя.

Третье, в психологии есть понятие “функциональная норма” – это норма, при которой ребенок себя чувствует хорошо, но при этом делает стабильные шаги к самостоятельности, ответственности и улучшению показателей собственных  достижений в разных сферах деятельности. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют не сравнивать ребенка с другими, а сравнивать прошлые успехи с нынешними. Таким образом, у ребенка формируется самопринятие, трудолюбие, ответственность и мотивация достижения успеха.

Четвертое, завышенные требования к ребенку, составленные на результатах сравнения одних детей с другими, приводит к фрустрации, то есть к формированию в мире души ребенка непреодолимых барьеров в  реализации желаемого. Это похоже на то, когда маленький ребенок сравнивает свои результаты с результатами олимпийских чемпионов. Если подобный процесс запущен, то ребенок непроизвольно будет сравнивать себя с другими, имеющими более высокие показатели, и будет чувствовать себя “ничтожеством”, даже если успешность его не будет вызывать сомнений.

Таким образом, чтобы воспитать ребенка счастливым, достаточно учить ребенка отслеживать собственные достижения, оценивая свои результаты с предыдущими.

 

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.