Довольно часто обращаются за психологической помощью родители, которые называют детей неуправляемыми, взрывными, непослушными. Когда узнаешь требования к ребенку, то начинаешь понимать, что и сам бы вряд ли с ними справился. Почему родители занимают критическую позицию в отношении ребенка? И как это влияет на внутренний мир ребенка, мир его души?
У каждого из нас были свои родители. При рождении малыша, хотим мы этого или нет, но воспроизводим способы воспитания. Осознавая неправильные подходы к воспитанию, родитель может их сознательно поменять, но на скрупулезный долгий труд способен далеко не каждый. И так или иначе модели родительских воздействий всплывают время от времени у каждого. Поэтому отвечая на вопрос, почему родители предъявляют бесконечные требования к ребенку, можно сказать просто – потому что так воспитывали их.
Нужно ли бороться с этим и как это остановить? Ответ – НУЖНО обязательно. Произвести отбор верных родительских убеждений и подходов – основная задача родителя. Помочь в этом может психолог.
Первое, и самое главное, любые нормативы в развитии ребенка являются очень усредненными. Точно определение среднестатистического дохода населения России по самому большому заработку и самому маленькому выходит усредненно неплохая сумма. Так и с нормами, которые формируются на результатах одаренных детей и детей с задержкой психического развития.
Второе, сравнение как инструмент воздействия на ребенка является одним из самых грубых методов воздействия, приносящих множество побочных эффектов. Внутренний мир души делится на две части: идеальную и ничтожную, в итоге расщепление приводит к тому, что ребенок кочует от чрезмерно заниженной к чрезмерно высокой оценке и себя и других. Маятник раскачивается до такой степени, что ребенку сложно принять себя.
Третье, в психологии есть понятие “функциональная норма” – это норма, при которой ребенок себя чувствует хорошо, но при этом делает стабильные шаги к самостоятельности, ответственности и улучшению показателей собственных достижений в разных сферах деятельности. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют не сравнивать ребенка с другими, а сравнивать прошлые успехи с нынешними. Таким образом, у ребенка формируется самопринятие, трудолюбие, ответственность и мотивация достижения успеха.
Четвертое, завышенные требования к ребенку, составленные на результатах сравнения одних детей с другими, приводит к фрустрации, то есть к формированию в мире души ребенка непреодолимых барьеров в реализации желаемого. Это похоже на то, когда маленький ребенок сравнивает свои результаты с результатами олимпийских чемпионов. Если подобный процесс запущен, то ребенок непроизвольно будет сравнивать себя с другими, имеющими более высокие показатели, и будет чувствовать себя “ничтожеством”, даже если успешность его не будет вызывать сомнений.
Таким образом, чтобы воспитать ребенка счастливым, достаточно учить ребенка отслеживать собственные достижения, оценивая свои результаты с предыдущими.