Научить детей учиться!

Научить детей учиться – одна из основных целей для родителей и учителей первых и классов. Ориентируясь именно на достижение этой цели, родители могут стать гораздо более мягкими по отношению к ребенку, сменяя требования помощью в тех ситуациях и проблемах, с которыми ребенок сталкивается.  Наиболее ценным является умение родителей грамотно оказать эту помощь. Именно об этом в заметке и пойдет речь.

1. Взаимоотношения со сверстниками. У каждого ребенка свой «срок» адаптации к коллективу одноклассников, одному ребенку достаточно месяца, чтобы познакомиться, наладить дружеские отношения, для другого необходимы полгода, это зависит от многих факторов, от коммуникабельности ребенка, от уровня общения, глубины, темперамента. Интроверты, к примеру, могут искать глубокие связи с одноклассниками, ждут понимания их внутренних переживаний и чувств и сами готовы к пониманию и эмпатической глубокой дружбе. Экстраверты обычно имеют очень широкий круг контактов, быстро заводят «дружбу» и также быстро меняют друзей. И в той и другой группе детей наблюдаются разного рода конфликты, стоит понимать, что они неизбежны. В конфликтах стоит обучать детей способам взаимодействия, сотрудничества, вместе искать выход. Для этого подойдут ролевые игры. Когда вы играете роль одного из одноклассников, а он другого. Желательно, чтобы ребенок играл роль того ребеночка, с которым вступает в конфликт. Это способствует развитию эмпатии и понимания. Рецептов выхода из конфликтов нет, но есть правила, которые должны в школе придерживаться дети. Первое и главное правило – в школе не дерутся, в школе учатся разговаривать и договариваться. И если кто-то нарушает данное правило, то не стоит уподобляться ему и нестись в «бой», ибо здесь не обидчику стоит мстить, а указать на то, что ребенок себя ведет так, как в школе вести себя нельзя. На своих занятиях я предлагаю детям такую формулировку в разных вариантах: «Я тоже могу тебя сильно обидеть, ударить, но я не буду делать это, потому что в школе так себя не ведут». Часто родители свои фантазии и детские инфантильные переживания о том, что если «не дашь сдачи», то «заклюют» переносят на детский коллектив. Родителям стоит помнить – дети друг друга прощают гораздо быстрее, чем родители, вступившие в детский конфликт. И более того, разборки между родителями способствуют “нагнетанию” обстановки. Ребенок ловит разрушительную волну, посланную родителем, и ведет себя с одноклассниками аналогично, но согласно своему возрасту. В классе ребенок дерется, обзывается, любое высказывание и действие в свой адрес воспринимает агрессивно. Стоит понимать, что время у детей идет гораздо более насыщенно и быстро, дети отходчивы и быстро переключаются. Если ребенок чрезмерно погружен в себя и всех детей считает за врагов, то можно говорить об аффективном, эмоциональном нарушении, причиной которому неверные действия родителей, прежде всего!!! Такие дети нуждаются в психологической помощи и поддержке.

2. Родительские ошибки. Здесь я хочу рассказать о том, как стоит себя вести со своими детьми и предупредить об основных ошибках родителей.

Первое, не стоит акцентировать внимание детей на оценке, дети пока психологически не достаточно готовы принять оценку либо могут принять её не совсем верно. Поясню, о чем идет речь. Дети наслышаны о так называемых «двоечниках», «троечниках» и «отличниках», и, получив оценку, воспринимают её  как свою характеристику.  В то время как оценка характеризует действия и результат этого действия. В этом возрасте ребенок  способен обобщить свои переживания по поводу оценки, поэтому может развиться  широко известный “комплекс неполноценности”.

Второе, ребенку необходима помощь в выполнении домашнего задания.  Для начала следует договориться о четком расписании дня, где прописано время для отдыха и время выполнения домашнего задания. Не стоит распределять время так, как если бы перед вами был старшеклассник, к примеру, час-два непрерывной работы. Для первоклассника достаточно 10-15 минут работы, отдых 5 минут и опять 10-15 минут работы с отдыхом. Не стоит ожидать, что ребенок сядет и безупречно будет выполнять то, что необходимо, ребенок может отвлекаться, но для этого необходимо любые раздражители посторонние минимизировать. Вы не выполняете функцию контроля над тем, что делает ребенок, вы смотрите на то, что доставляет ему сложности, и помогаете ему разобраться. Родителю следует уметь  быть сдержанным и свои эмоции выражать не при ребенке. Любые физические действия и негативные эмоции лишь отталкивают и не создают того необходимого для работы контакта между вами и ребенком. Когда ребенок чувствует, что сложности можно доверить родителю, что он как за каменной стеной и чувствует поддержку, учеба дается легче, он чувствует себя увереннее. Ведь это очень важно научить ребенка справляться со сложностями, научить воспринимать их как вызов. Научить радоваться, когда сложности преодолены, и радоваться вместе с ним!

Третье. Стоит понимать, что у каждого ребенка появляются личные  предметы и ребенок может защищать их, как то портфель и все другие школьные принадлежности, от вашего вмешательства. Можно собирать портфель вместе, определив то, где помощь будет уместна. К примеру, можно зачитывать предметы, в то время, как ребенок их складывает, но внедряться с контролем портфеля. У ребенка должно быть свое личностное пространство.

3. О развитии детей. Великий отечественный психолог Л.С. Выготский выявил основной принцип развития ребенка. Именно о нем я хочу вам поведать. Это закон перехода зоны ближайшего развития в зону актуального развития. «Зона ближайшего развития» – это те действия, мыслительные, регулятивные, которые ребенок может делать только с помощью родителя или учителя. Затем зона ближайшего развития переходит в зону актуального, то есть является тем, с чем ребенок может справиться самостоятельно. Очень важно выявить эту зону помощи, и помогать грамотно с терпением и вниманием, а не как будто это должно быть ребенку известно изначально, а он только сопротивляется, чтобы это понять и узнать. И еще один очень важный закон в развитии ребенка – это взаимосвязь аффекта и интеллекта. Здесь идет речь о том, что от развития способности регулировать свои эмоциональные состояния, от способности выражать свои чувства уместно зависит развитие интеллекта. Поэтому, уважаемые родители, следует обращать внимание на это, учить ребенка переживать чувства и справляться с ними.

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.