Научить детей учиться 2!

Научить детей учиться – одна из основных целей для родителей и учителей детей вторых классов. Если в первом классе дети адаптировались к школьной жизни, учились учиться, то во втором классе ребята стали получать оценки. И все те детские неумения, собраться после перемены, вовремя сдать тетрадь,  налаживать отношения с одноклассниками, внимательно выполнять домашние задания и другие становятся еще более актуальными.  Родительские ошибки становятся более явными, как то неверный подход к режиму дня, выполнению домашних заданий, эмоциональные вспышки и аффекты родителей, бесконечные наказания и другие влияют на психическое здоровье ребенка. Таким образом, ребенку приходится двойне сложно, ибо испытывает давление с двух сторон, приходится адаптироваться к оценке и к усиленному давлению родителей!

Следуя простым рекомендациям, родители могут стать гораздо более мягкими по отношению к ребенку, сменяя требования помощью в тех ситуациях и проблемах, с которыми ребенок сталкивается.  Наиболее ценным является умение родителей грамотно оказать эту помощь. Именно об этом в заметке и пойдет речь.

Первое, отличайте “оценку” от “отметки”. Оценка есть качественная характеристика деятельности и поступков ребенка. Отметка – это балл, который ребенок получает за качество выполненной работы. Отметка не характеризует личность ребенка, а вот оценка может характеризовать. Если вы до сих пор спрашивайте ребенка об оценках, смените слово “оценка” на “отметку”.

Второе, и ребенку и родителю стоит понимать, что отметка может говорить о пробелах в знаниях ребенка, поэтому не избегайте работы над ошибками.

Третье, родителю следует продолжать закреплять навык качественного выполнения домашнего задания. Родителю следует выбрать время, когда он может выполнять часть домашних заданий совместно с ребенком. Это время должно быть удобно не только родителю, но и ребенку. При выполнении домашнего задания второкласснику нужна лишь помогающая помощь родителя – проверить написанное на ошибки, помочь разобраться с тем, что не ясно. Не стоит ожидать от ребенка идеального выполнения, ожидания стоит исключить, ибо только они вызывают крик у родителей и эмоциональные вспышки гнева. Действовать стоит по факту, а также оказывать помощь по факту! Крик, физические действия, наказания  являются признаком бессилия и отчаяния родителя, но вовсе не признаком тотального неблагополучия ребенка!

Четвертое. Обнаруживая трудности в учебе, в первую очередь, следует усилить помогающую функцию ребенку, проработать ошибки! Затем  уточнить у педагога те видимые причины неуспеваемости, которые он выделяет. Следует очень внимательно отнестись к рекомендациям педагога! Выполнив указания педагога, проявив дисциплинированность и свою заинтересованность в помощи ребенку, обратится к психологу. Психолог поможет выявить причины неуспеваемости ребенка, возможно, это признак Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), либо признак перегрузок и нервно-психического перенапряжения. Это наиболее частые причины неуспеваемости, но только специалист может их определить. При подозрении на СДВГ психолог направит к невропатологу, во втором случае психолог предложит методы релаксации и антистрессовый тренинг.

Пятое, избегайте выражений, типа: “Лентяй!”, “Болбес, идиот” и других, характеризующих личность. Так говорит родитель в отчаянии и бессилии. Тем самым учит ребенка поступать так всегда, когда отчаяние и чувство бессилия над ситуацией берут верх. Важно научить детей справляться с этими чувствами, показав на собственном примере, как можно, собравшись с мыслями, достойно выйти из ситуации, принять решение, помочь в работе над ошибками, выяснить причины трудностей, обратиться к специалистам.

Шестое, во втором классе как и в первом стоит в полной мере доверить разрешение всех конфликтных ситуаций учителю. Стремление к разрешению конфликтов на основе взаимного уважения и сотрудничества поможет придти к конструктивным решениям.

Седьмое, избегайте разговоров об учебе в негативном контексте, будь то обсуждение поведения одноклассников, родителей учеников либо действий учителей. Ребенок ловит настрой родителя и формирует свое отношение, это, в первую очередь, может повлиять на психологический климат в классе.

Восьмое, не сравнивайте детей друг с другом. Сравнение является самым мощным инструментом психологического воздействия, когда ребенок испытывает фрустрацию – непреодолимые барьеры в достижении желаемого. Важно сравнивать результаты достижений ребенка и ставить посильную планку для достижений. Только тогда ребенок будет чувствовать свою  успешность, как результат ответственного отношения и трудолюбия!

 

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.