Все эмоции нужны и все эмоции важны!
Психологи уже давно отказались делить эмоции на позитивные или негативные. В конце 90-х – начале 2000 годов была тенденция забивать все негативные эмоции позитивом. Это привело к увеличению количества людей, страдающих паническими атаками и другими тревожными расстройствами. Ибо просто так ничто никуда не исчезает. Это знакомо каждому из законов физики. Все подавленные эмоции проявятся в виде психологического симптома или болезни.
Итак, вернёмся к гневу. Почему гнев часто возникает у родителей? Есть три варианта.
Первое, ребёнок вызывает гнев. Гнев – это маркер того, что ребёнок поступил неразумно.
Второе, родитель несколько раз повторил, что делать можно, а что нельзя. Не хватает терпения объяснять ещё раз.
Третье, родитель считает, что ребёнок должен сам всё понимать, и априори поступать разумно.
И в этих трёх пунктах нет самого ГЛАВНОГО!
Понимание родителем того, что зоны головного мозга, ответственные за саморегуляцию, то есть лобные зоны формируются к 22 года. В 14 месяцев в эмбрионогенезе они появляются, и завершают своё формирование только лишь к 22 годам.
Ребёнку важно помогать развивать эти отделы головного мозга, ответственные за планирование своей деятельности и саморегуляцию. Это значит, поддерживать, помогать в выполнении этой пока формирующейся функции. Установка родителя – ребёнок должен всё понимать бесприкословно, априори, вне опыта – не только ошибочна, но и опасна и вредна. При такой установке родителя, ребёнок растёт неуверенным в себе, тревожным, подчиняющимся, с довольно сниженной самооценкой, потому что родитель всегда им недоволен.
Итак, когда появляется гнев на ребёнка, как себе помочь?
1. Остановиться и мысленно сказать себе: “СТОП!”
2. Вспомнить, что ребёнок может заиграться, не учесть, не знать, не понимать, и это НОРМАЛЬНО.
3. Спокойно объяснить ребёнку, как правильно и если ребёнок ошибается, обратится к пункту первому и сказать себе: “СТОП!”.