Как воспитать лидера?

Так приятно  наблюдать мам, которые занимают осознанно позицию в отношении родительства. Восторг и глубокое уважение в душе настолько глубоко, что легко верится в будущее  нашей нации.

Кто такой лидер?  Почему родители завышают требования к ребенку? Как влияют на развитие? И почему сформированная  родителями самооценка мешает лидерству?  На эти и другие вопросы отвечу в данной статье.

Бытует мнение, что лидером рождаются, а не становятся. В своих воззрениях  на данную тему исхожу из социальных теорий  научения, и считаю, что становление лидера – важный этап в развитии незаурядной  личности. От рождения человеку дан определенный  тип темперамента, особые характеристики нервной системы по скорости возбуждения, типу и скорости реагирования. На основании последних исследований памяти К. Анохиным  можно утверждать, что долговременная память, откладывающаяся  в генетической составляющей, является изначальной предпосылкой  в способностях занимать лидерские позицию. Но в то же самое время именно научение является тем фактором,  который влияет  на становление лидера. В связи с этим рассмотрим составляющие лидерства.

Понимая под лидером человека, способного взять на себя ответственность в решении таких вопросов, которые именно он может решить наиболее эффективным способом, рассмотрим факторы, влияющие на его становление.

Во-первых, родители еще с раннего возраста своего ребенка должны руководствоваться правилом: “Детей растят, но не воспитывают”.  В этой фразе заключен большой смысл. Воспитание предполагает формирование, создание определенных черт характера и поведения. В то время как взращивание предполагает заботу, трепетное отношение. Именно это чувство любви, будто к диковинному цветку, рост которого зависит от сиюминутной заботы садовника, благоприятно влияет на раскрытие уникальности.

Во-вторых, ожидать от ребенка определенного поведения, или подгонять ребенка под собственный образ представлений может быть чревато. Часто представления родителей идеализированны, либо совсем не соответствуют природе ребенка. К примеру, родители-бизнесмены мечтают воспитать предприимчивого мальчика, дать ему высшее образование экономического толка, а ребенок обнаруживает художественные способности и хочет стать художником. В итоге, ребенка убеждают в необходимости развития в предложенном родителями русле, ребенок соглашается. Этот случай напоминает “прокрустово ложе”, когда Прокруст отрубал конечности людей, если они не подходили по пропорциям кровати. Возможно ребенок и добьется успеха, но вряд ли станет счастливым. Этого ребенка научили соответствовать ожиданиям, нравится и делать это вопреки собственной природе. Если обратится к самому себе, то можно обнаружить великое множество установок, которые были даны нам и мы даем своим детям, которые мешают нам быть самими собой: “Как бы тебе плохо не было, ты обязан делать вид, что у тебя все отлично” (не будь настоящим – родительское предписание), “Не доверяй людям” (не изучай людей, о них уже все известно, установка на депрессивные состояния из-за скудности эмоционального общения или его отсутствия), “Ты должен производить положительное впечатление на людей” (делай то, что от тебя ожидают, будь хорошим мальчиком или девочкой) и многие другие установки, загоняющие природные проявления “в угол”. Хорошие родители же, наоборот, будут стремится изучить природу ребенка и позволить ему изучить свою, бережным и внимательным отношением разовьют способность к изучению самого себя и окружающих людей.

В-третьих, необходимо развитие самостоятельности. В этом смысле  родителям стоит знать и внимательно отслеживать постепенное формирование самостоятельных действий. Важно помнить, что ребенок умеет часть действий осуществлять самостоятельно, но для выполнения многих других действий ему требуется помощь взрослого. И по мере того, как ребенок обучается при помощи родителей, выполнять что-либо самостоятельно, наша обязанность дать ребенку ту ответственность в выполнении действий, которая ему под силу.

В-четвертых, важно увеличивать круг обязанностей ребенка либо круг тех вопросов, которые он способен решать. При этом неотъемлемым условием  является переживание радости от самостоятельных действий и радости от достигнутого. Первоначально, радуются и одобряют родители, потом ребенок сам способен оценить свои действия и успех. Чтобы не отбить желание к самостоятельности, важно не только благодарить, поощрять, радоваться, но и умело выбирать круг тех обязанностей, которые уместны для этого ребенка. Важно помнить самому и уметь донести до ребенка, что есть то, что НАДО ДЕЛАТЬ, вне зависимости от желания или нежелания и есть то, что ХОЧЕТСЯ СДЕЛАТЬ. Поощрять стоит во втором случае. В первом случае только в раннем возрасте можно поощрять – к примеру, 3-летнего ребеночка, вынесшего горшочек в туалет, малыша, который проснулся сухим и другие базовые навыки самообслуживания, формирующиеся в раннем и дошкольном детстве.

В-пятых, родителям стоит контролировать родительские нарциссические переносы, когда родитель считает ребенка частью самого себя, некой функцией, либо замещает реализацию собственных потребностей нуждами и реализацией самого ребенка. Часто мамы, которые не имеют социальной реализации, ждут от своего ребенка успехов, в учебной, спортивной и иной деятельности, создают нелепую и неэффективную установку “Мой ребенок – самый лучший”. В итоге ребенок с претензией на лидерство вырастает крайне неадаптированным, не способным справиться с неудачами.

В-шестых, стоит развивать умение актуализировать социально приемлемым способом импульсы, реализовывать способности к творчеству, “созданию” общения, к созданию продукта. В этом контексте творчество понимается несколько по-иному, в более широком смысле, нежели подделки,  картины, предметы искусства, как процесс создания чего-то нового уникального, творчество может проявляться в любой деятельности от кулинарии до общения, от завязывания ботинок и плетения косичек до сексуальной игры. Творчество является непременным условием развития уникальности, а без уникальности лидерство не возможно. Дело в том, что сейчас понятие лидерства несколько искажено, в нашем обществе “потребления” лидером считается хороший потребитель, умеющий качественно потреблять товары и услуги, но в меньшей степени ценится “творец”.  Но качественный потребитель далеко не лидер, это человек, потребляющий результаты творчества другого. Именно творец является лидером.  Люди потребляют результаты мыслительной деятельности других, изобретательской, художественной, обучаются использованию высоких технологий, но мало, кто знает их создателей. Многих волнует, где живешь, что потребляешь на обед, на какой машине ездишь и где работаешь, но мало интересует вопрос, как ты создаешь, как ты умеешь это делать эффективно. Рисуя в своем воображении образ лидера, родитель бессознательно для себя “видит” в ребенке главу корпорации, начальника, высокопоставленного чиновника, обязательно имеющего престижное авто и загородный дом.  И в конечном итоге, родители и не полагают, как этого достичь и дети вынуждены искать свои пути достижения.  Дело в том, что родителей интересуют лишь внешние атрибуты лидерства, но не лидерство в чистых смыслах этого слова. Обучая лидерству с пеленок, ребенок гораздо легче достигает успеха, потому что родители видят суть, а не фрустрируют ребенка (фрустрация – непреодолимый барьер в достижении желаемого) внешней атрибутикой лидерства, которая является совсем не обязательной.
Приглашаю всех заинтересованных родителей разобраться в данной тематике и выработать, сформировать свою родительскую позицию по развитию лидерства в своем ребенке!

Запись на семинар “Как воспитать лидера?” по тел. 8 913 724 15 30

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.