Как научиться не тревожиться по пустякам?

Тревога – это, прежде всего, беспокойство за будущее, связанное с отсутствием возможности поменять это будущее. С возрастом тревожных людей становится все больше и больше, их начинает тревожить мысль о собственном здоровье, которое по психосоматическим законам подрывается, в конечном итоге, эти люди действительно убеждаются в необратимости беспокойного будущего. Как выйти из замкнутого круга бесконечной тревоги? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать историю возникновения, а также причины тревожного состояния.

Причиной развития тревожного состояния является раннее научение, то есть когда-то в раннем детстве родители тревожились необоснованно за легкий ветерок, выпитый холодный напиток, за сложности в учебе, за отсутствие контроля, часто это гиперопекающие родители, которые стараются обезопасить от всевозможных факторов. Также тревога может быть результатом самонаучения, когда человек  старался во многом, чуть ли не в любой деятельности достичь высоких результатов, стремились сделать все “отлично”, при этом оценка других в данном контексте основная, ибо такие люди делают не по причине того, что деятельность приносит удовольствие, а потому что есть внешняя оценка, которая должна быть исключительно отличной.

В первом случае родители воспитывают инфантильные  установки с неверными взаимосвязями, которые  передаются из поколение в поколение.  Во втором случае человек развивает невротическое состояние, при котором собственные желания и удовольствие от деятельности уходит на “второй план”, и человек стремится быть удобным для других, получить одобрение.

Первый случай лечится тщательной работой над переданными от родителей убеждениями, начинается работа с того, что подвергается сомнению установки и проверяется результат. Конечно, это не значит совать пальцы в розетку, чтобы проверить результат, а хотя бы перестать видеть негативные знаки (переходящую дорогу черную кошку, в сильную жару насладиться холодным напитком и др.) В данном случае произойдет селекция установок, приближенных к реальности, будут обнаружены реальные действия, приводящие к негативным результатам. Человек будет ощущать власть над последствиями и, таким образом, исключит бесполезную тревожность.

Во втором случае человеку необходимо учиться обнаруживать свои собственные желания и удовольствие от процесса. Научится обозначать те сферы, в которых ему приятно реализовываться, и те, в которых необходимо. Отметить насколько счастье и радость от сделанного приятнее всех внешних оценок. Понять, что оценки окружающих людей задаются их мировоззрением, системой ценностей и являются индвидуальными, а не всеобщими.  Важно помнить, что любимые фразы бабушек, дедушек и мам  – “Что о нас подумают? Что скажут” или “Посмотри, какой хороший мальчик или девочка” – основаны на желании повлиять на поведение через создание угрожающего образа НЕКТО, который более совершенен. Эти фразы, сказанные в том или ином контексте, изо дня в день создают тревожное состояние и расщепление единого психического мира на два: ничтожного и идеального.  Человек не только теряет целостность, но часто бывает, что теряет самого себя в цепочке бесконечных сравнений и стремлению быть идеальным в глазах других.  Но не все потеряно, осознание и  желание стать здоровым, цельным , воспитать более счастливых детей, делает чудеса и в процессе внутренней работы человек и его жизнь могут очень сильно измениться!

Часто бывает так, что остается бессознательная для человека тревожность, когда он действует осознанно, многое понимает, а состояние нарастающей тревоги приводит к учащению сердцебиения, потоотделению (влажные ладони), затрудняется дыхание, и развивается расстройство, обозначаемое в психотерапии как панические атаки. Корень панических атак, также лежать в невротическом состоянии, либо тревожном. Можно снимать ПА препаратами, которые назначает врач, но желательно пройти работу с психологом или психотерапевтом по двум приведенным здесь направлениям. Если лечение проводить таблетками, можно убрать симптомы, это принесет временное облегчение, желательно получить стабильный результат, чтобы не приходилось пользоваться таблетками впредь совсем.

Для самостоятельной работы следует использовать дневник. Каждый раз, когда потеют ладони, когда учащается сердцебиение и замирает дыхание, заполнять следующую форму дневника.

Дата и время – первая колонка, когда это произошло.
Симптомы – что произошло, потоотделение, учащенное сердцебиение, дыхание.
Причины – проанализировать причины – мысли, которые могли провести к этим симптомам. Это самое сложное, но и самое важное. К примеру, вы боитесь не оправдать ожидания, вы настолько хотите произвести благоприятное впечатление, что отказывайтесь от своих искренних чувств, желаний и эмоций и др. Причины могут весьма многообразными.
Действия – что можно сделать, чтобы нормализовать состояние. Например, использовать диафрагмальное дыхание и другие методы саморегуляции, признать значимость другого человека – “Ты для меня очень многое значишь”, то есть выразить свои чувства к другому, если это связано с соответствующей мыслью. Или вы находитесь в стрессе, прокручивая картинку “негативного будущего”, то стоит прокрутить картинку “позитивного будущего”. Составить список конкретных действий, связанных с той или иной мыслью, поможет психолог.

Систематическое заполнение дневника позволит при первых признаках появления тревожного состояния переходить к конкретным действиям, уменьшая тем самым влияние на психосоматическое состояние вашего здоровья!

Дорогие родители, помните, от вашего благополучия и здоровья зависит здоровье ваших детей!

 

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.