Кризисы психологического обособления ребенка

Процесс отделения ребенка от матери – необходимый и часто непростой процесс. Начиная от рождения до ползания и хождения, отлучения от груди, психологического обособления к 3 годам до подросткового возраста, процесс становления может сопровождаться кризисными явлениями. Выражаются они в каждом индивидуальном случае по-разному, это может быть негативизм, истерики, борьба с авторитетами, приступы самостоятельности и, наоборот, регрессии, эмоциональная нестабильность и бунт. Возрастные кризисы для нынешнего поколения детей становятся весьма условными, развитие ребенка настолько гетерохронно, что формирование психологического личностного пространства может происходить значительно позже, в то время как интеллектуальное развитие опережать в среднем развитие других детей. Или же, наоборот, родители могут обнаруживать кризис, к примеру, трех лет еще в два года, а подростковое становление может начаться уже в 10-11 лет.

Ученые обращались к кросскультурным исследованиям, и было обнаружено, что возрастные кризисы – сугубо культурное явление, а вот процесс становления ребенка через “отделение” от матери можно обнаружить у всех. Термин “отделение” можно понимать  в нескольких смыслах:  первое, физиологическое отделение (процесс рождения), телесное отделение (отлучение о груди), психологическое отделение до 18 лет. В данной заметке хочу рассказать об особенностях отделения от матери в психологическом смысле от трех до семи лет.

Первые шаги в обособлении своего внутреннего мира, или психологического пространства можно обнаружить с появления фразы “Я сам”, ребенок обнаруживает себя как источник активности. Несмотря на приходящую к родителям радость с первым “Я сам” стоит помнить, что мир чувств, эмоций и переживаний по-прежнему связан с родителями. Ребенок проявляет свои эмоции так, как он чувствует; он может выражать гнев, агрессию, радость, скуку и другие эмоции совместно со своими родителями, независимое выражение чувств происходит значительно позже. А значит, в это время по-прежнему родитель играет важную роль в жизни ребенка. Ребенок по-прежнему “контейнирует” свои эмоции через родителя. Если он встречает глубоко эмпатичную, живую, теплую реакцию родителя на свои эмоции, то ребенок учится их принимать, он их учится обозначать – я радостный, я грустный, мне скучно, я зол, я рассержен, я взбешен, я в ярости, я испуган и т.д. И, кроме того, по мере взросления ребенок способен обдумывать свои действия в связи с теми эмоциями, которые возникают. Что происходит, когда ребенок встречает “отвергающую” позицию родителя по отношению к эмоциям ребенка? Ребенок начинает отвергать свои эмоции, подавлять, вся гамма эмоций копится, затем трансформируется, образуя атомную смесь. Постепенно начинают происходить взрывы, ребенок в такие моменты словно отключается и не управляет собой. Даже при большом желании он не может остановиться. С психологом ребенок проходит длительную коррекцию, на первом этапе, он отреагирует накопленные чувства через игру, песок, сказку, затем, он знакомится со своими чувствами, учится их обозначать словами, затем учится их выражать социально приемлемым способом, вербализуя свои состояния и, наконец, начинает обдумывать свои действия и поступки, позволяя своим эмоциям быть, регулируя их.
В повседневной жизни родители могут отвергать агрессию, некоторые не умеют радоваться, другие подавляют злость и гнев, в этом случае ребенок учится их отвергать, подавлять, но не учится управлять ими. В этом случае процесс коррекции менее длительный, но достаточно трудоемкий. Многие родители задают себе вопрос, если я прожил такой, то и мой ребенок займет свое место в социуме и сможет достойно жить. В это есть рациональное зерно, но вопрос здоровья здесь явно не в приоритете. Дело в том, что проблемы психоэмоционального развития сказываются на соматическом здоровье, все подавленные эмоции, если не прорабатываются совместно с психологом, проявляются в виде соматических заболеваний. Медицина давно работает со следствием, обозначая симптомы как причины.
По мере роста психологической культуры, расширяется понимание необходимости грамотной родительской позиции. Поэтому интерес к психологии развития и детской психологии не уменьшается, а даже возрастает. Какие же сложности ждут родителя и как с ними справиться?
Первое, родителю важно находиться в контакте со своими чувствами, тогда он сможет этому научить ребенка. То есть если родитель не справляется с агрессией и подвержен агрессивным вспышкам, то и ребенка он ничему новому не научит. Поэтому начинать необходимо с самого себя, а помочь в этом может психолог.
Второе, в процессе отделения у ребенка можно обнаружить очень противоречивые чувства, он хочет быть в чем-то самостоятельным, а в чем-то малышом. Очень важно родителю принять желание стать маленьким, но при этом сказать, что он стал взрослее и теперь при всем желании, как прежде не получится. Ребенок может испытать горе или тоску, и эти чувства важно принять и обозначить словами.
Третье, в возрасте от трех до семи лет, можно обнаружить истерики ребенка, когда мама не угадала его желание. Это возникает как следствие того, что ребенок еще не достаточно отделяет себя от матери и он помнит тот период, когда мама в грудном возрасте угадывала желания и потребности ребенка, посвящая всю себя только ему. В этом случае ребенка стоит учить формулировать свои желания и говорить их, то есть мама проговаривает то, что хочет ребенок, и тем самым учит этому  ребенка. Это умение и будет способствовать благополучному процессу отделения от матери и росту самостоятельности.

На пути к подлинной близости со своим ребенком родитель сталкивается с собственными ограничениями, ограничивающими убеждениями, либо становится неживым, избавляя себя от боли чувств, скрывается за социальными ролями и масками. Но встав на этот путь и обнаружив счастье быть близким для другого, человек никогда от него не откажется! Счастья вам и вашим детям!

Автор: Elvira

Я - психолог, работаю как с детьми, так и со взрослыми. Мама двоих детей, преподаватель кафедры психологии. Консультирую очно и по скайпу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.