На консультациях довольно часто приходится сталкиваться с людьми, которые строят своё поведение в соответствии с мнениями других. В то же самое время они втайне не соглашаются с ними, но вынужденно приспосабливаются к ожиданиям окружающих.
Корни многих проблем, в том числе и этой, находятся в детстве.
Первое, жизнь ребёнка зависит от родителей. Когда родители непредсказуемые, действия их вызывают тревогу и страх, то ребёнок вынужден приспосабливаться, предсказывать ожидания родителей.
Второе, если ранний детский опыт сопровождался травмирующими обстоятельствами, то тяжёлые и непереносимые чувства приводили к расщеплению. Чувство Я, которое должно быть непрерывным, прерывается.
Третье, когда родители не способны сопереживать и откликаться на реальные потребности ребёнка, его чувства и переживания для него не существуют.
Эти три причины в разных соотношениях присутствуют у тех, кто понимает, что живёт не своей жизнью.
Д. Винникот полагает, что:
Если ребёнок умеет использовать свои состояния возбуждения в отношениях с окружающими, не испытывая при этом безосновательной тревоги, он может строить полноценные отношения, которые будут включать в себя элементы здоровой агрессии, привязанности, удовольствия и игры.
Если же этот процесс сталкивается с препятствиями, ребёнок может прибегнуть к защитам: чтобы защитить “ядро”, он фокусируется на “оболочке”.
Таким образом, личность оказывается расколотой на ложную самость, необходимую для приспособления к среде, и истинную самость – врождённый потенциал, который погребён под защитной скорлупой.
Неспособность человека осознать самого себя проистекает из опыта отвержения. Когда от значимых взрослых исходило недостаточно реакций на его эмоции, не было той необходимой для него поддержки, которая бы способствовала развитию самости. Либо это был опыт гиперопекающего отношения, когда родитель подавлял стремление к самостоятельности у ребёнка. В обоих случаях значимый взрослый недостаточно ценит личный опыт ребёнка и подрывает его веру в свою способность влиять на ситуацию.
По мнению Винникотта, потенциал ребёнка не будет развиваться без материнской заботы. Именно поэтому во взрослом возрасте люди, не получившие достаточно материнской заботы в виде чуткого отношения, понимания, трепетной заботы, чувствуют необходимость обнаружить себя подлинным. Стремление к аутентичности – одна из важных целей для этих людей.
Истории таких людей нередко содержат рассказы о физическом или сексуальном насилии, отсутствии эмоционального контакта, переживании одиночества, садистских домогательствах, враждебном отвержении и постоянном проявлении неодобрения и критичности. Очень многие истории могут быть этими людьми забыты и подавлены. И только вот эта фраза “Я будто живу не своей жизнью”, будет напоминать о давно забытых не заживших ранах. И это причина, чтобы обратиться к психологу и пройти курс личной терапии.
Аутентичность предполагает глубокое и устойчивое чувство себя. Именно это чувство является основой для формирования зрелых межличностных отношений и укрепления идентичности.